Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

31 августа 2019 г. 23:16

806

4 Экскурс в дискурс

...или: Продравшихся через терновник терминологии ждёт универсум удовлетворения :)

Кто-то из рецензентов назвал труд Маркузе академическим. Решительно воспротивлюсь этому определению: «Одномерный человек» академичен исключительно в структуре перекрёстных ссылок на первоисточники, в том числе и более ранние работы самого автора, да гигантский понятийный аппарат — который составлял лично для меня главные препятствия в чтении: то и дело приходилось лазать в сеть за тем или иным термином. В остальном же это вполне бодрый научпоп (пусть и для более продвинутого, чем массовый, читателя), кое-где переходящий в сборную солянку.
Некоторые суждения Маркузе показались мне не столько спорными (это само собой), сколько выскакивающими ниоткуда, методом чёртика из коробочки, хотя стиль его убедителен, и внешняя эта убедительность (с мягко замаскированной категоричностью) подменяет собой логичность выводов. Возможно, кое-где работает приём пропущенного звена: то есть автор (Маркузе) опускает какие-то этапы своих размышлений, считая их самоочевидными, а читатель (я) смотрит на эти бреши в логических конструкциях, как баран на звёздные ворота. Ну, или как управдом на дыру в заборе.
Говорят, Герберта Маркузе критиковали за неясность, расплывчатость и отсутствие конкретных рецептов как нам реорганизовать Рабкрин. Словно предвидя это, автор загодя ответил на эти обвинения:

Философ – не врач; его дело – не лечить индивидов, а познавать мир, в котором они живут – понимать его с точки зрения того, что он сделал и что он может сделать с человеком.

Как это неожиданно близко к нашей (со Странником) работе! Нам периодически приходится объяснять чем-то недовольным читателям/подписчикам/визитёрам, что районная газета не карательный орган, что давно уже задача её — информировать, а не проводить следствие и наказывать виновных. Но вернёмся к «Одномерному человеку».
В чём же заключается его одномерность?

С точки зрения автора, двумерность диалектической логики (которую он предпочитает всем другим) состоит в критическом осмыслении действительности, дуальности между «есть» и «должно быть». Из этого следует, что одномерное мышление отвергает одну из этих составляющих — очевидно, «должно быть» — и зацикливается на существующем, закукливаясь в конкретностях, не видя ничего дальше своего онтологического носа, радуясь в своей тёплой и комфортабельной норке отсутствию противоречий.
Примечательно, что неомарксист Маркузе критически относится и к капиталистическому, и к социалистическому устройству общества, обозначая и аргументируя плюсы, минусы и противоречия обеих систем. Любопытно, что бы он сказал о сегодняшней ситуации, о нынешних «рабах Майкрософта» (с), когда размыты понятия рабочего дня, рабочего времени, даже места работы и предмета труда?.. Единственное, что не сменилось за прошедшие полвека — это оплата за труд (я не о её размере говорю, понятно), она по-прежнему есть, рабский труд процветает, а те, кто им занят (мы, чего уж греха таить), по Маркузе, никогда не достигнут истины :'( По той простой — для философа — причине, что бытие в истине недоступно тем, кто вынужден проводить жизнь в добывании средств к существованию, а собственно Истина — это свобода от материальной необходимости О_о серьёзно?.. я не знала.
Понятно, что в книге Маркузе каждый видит своё: кто-то очерк истории философских течений — этому действительно посвящена значительная часть книги, причём почему-то середина, что у меня недоумение вызвало: правильнее было бы с этого начать, да и вообще: какова ЦА «Одномерного человека»? — кто-то — критику общества, возведшего потребление в абсолют, для меня же самым интересным было исследование автором языка как зеркала социальных и политических изменений, происходящих в обществе, использования языка как инструмента не только информации, но и контроля, и даже подавления... воистину: в начале было слово, и слово это Логос ;) А ритуальному языку не обязаны верить, достаточно поступать в соответствии с ним; это касается всего — от покупок до выборов; это касается и времени написания работы Маркузе, и нашего с вами сегодня.
По-видимому, болезненным для автора является искажение самих языковых понятий, «отлипание» содержания слов от их смысла. Философ печалится, что мир не состоит из универсалий, которые было бы так просто определить конкретными словами, не допускающими туманных толкований и понятными всем, как эсперанто — но в то же время имеющими потенциал для развития.
Эзопов язык повсеместно сменяется оруэлловским. Изменение, даже деградация языка до утилитарного сужает возможности его развития, слово отождествляется с называемым предметом или функцией, и уже сложно становится вести речь о каком-то «мета-языке», который мог бы словами объяснить слова, в этом Маркузе прав.
Но кое-где, на мой взгляд, автор через край хватил — в рассуждениях о поэзии, к примеру, где он пытается алгеброй разъять гармонию (а это, как мы помним, ни к чему хорошему не приводит), к чему применимо его же собственное выражение: «снисходительная дискредитация». Само выражение понравилось, кстати. И всё же не с той меркой Маркузе к поэзии подходит, защищая «вздыбившуюся речь».
Впрочем, это частности, вечно я с охапкой деталек, запыхавшись, в отчёт вбегаю :))
Самое главное: читать было интересно, хотя местами нечеловечески трудно. Удивительно злободневные вещи (например, о механизме выборов в так называемом демократическом обществе — всё узнаваемо, ничего не изменилось) — сочетаются с маркерами эпохи: только что (1962) мрачным крылом пронёсся над планетой Карибский кризис, и это наложило свою слегка истерическую печать на текст Маркузе.
Если бы кто взялся читать эту книгу сейчас, посоветовала бы не пытаться заглотить её, как анаконда кролика, как студент учебник в ночь перед экзаменом, как я перед дедлайном, в конце концов :D а читать её по тридцать страничек в день, назавтра перечитывать их, убеждаясь, что всё понял и усвоил, и читать новые тридцать — и так до победного конца.
Ну, что я скажу... «Лишь закончив какую-то работу, мы узнаём, с чего её следовало начинать» (ц)итата, как обычно

Долгая Прогулка 2019, уровень 8, бонус

Команда «Летучие фламандцы»: raccoon-poloskoon , red_star , strannik102 , Clickosoftsky