Больше рецензий

29 августа 2019 г. 19:05

1K

4 Что, если паразитов гораздо больше, чем организмов, за счёт которых они живут, это те, кто не трудится, и другие, тайные, паразиты в армии, в полиции, в школах, в конторах, на заводах, в сердце? (с)

картинка Caramelia
Наконец-то я добралась до чтения книг по строительству книжного государства, и одной из них стала книга Джона Кутзее, южноафриканского писателя, который получил Букеровскую премию за эту книгу; а потом ещё стал Нобелевский лауреатом по литературе. Весомый багаж, что ещё сказать. Начиная читать эту книгу, я о ней ничего не знала, как и об авторе. Поэтому мне было любопытно окунуться в мир, выстроенный таким писателем. Книга оставила весьма противоречивые ощущения, но не сказать, что они по больше части негативные. Здесь скорее сомнения, вопросы, которые появились после окончания. И всё время задаёшься вопросом: кем же всё-таки был Михаэл К.? Здесь больше вопросов, чем ответов, но в данном случае это не минус, потому что, как мне кажется, читателю придётся самому ответить на множество из них, когда прочтёт последние строки. Данная работа заставила почувствовать на себе всё горе, переданное строками, всю волю к свободной жизни, без жалости кого-либо.

Сюжет, задумка и персонажи:

Книга поделена на три части. Действие происходит в Южной Африке, в различных местах: от Кейптауна до заброшенной фермы. А сюжет будет разворачиваться вокруг мужчины по имени Михаэл К., который уже с детства чувствовал жалость к его личности из-за того, что родился не таким, как большая часть людей. У него была заячья губа, и, как он сам говорит, это способствовало тому, что ему приятнее проводить время наедине с собой, чем с женщинами, которые и так сторонились его из-за дефекта на лице. Ещё в самом детстве его помещают в приют, так как его матери — Анне К. — также был неприятен факт уродства её сына, да и к тому же, все приписывали ему скудный ум, медлительность, да попросту называли дурачком. Вот такой своеобразный background начнёт формировать личность Михаэла, его мировоззрение и его отношение к людям, к миру, который станет что-то наподобие отшельника, который не будет ни с кем связываться и станет полагаться только на себя. Одиночество и желание добиться целей станут его верными друзьями, и именно они будут сопровождать его на пути осознания и становления.

На протяжении всей книги постоянно указывается на медлительность персонажа, скудоумие, слабость, дефектность, а из-за этого к нему всегда снисходительно, с жалостью относились как и его мать, так и лечащие врачи. Эта жалость чувствуется абсолютно от всех, даже в случае, который произошёл с героем после встречи с группой людей в Кейптауне, которые жалеют его и предоставляют такую возможность, которой у него никогда не было. Михаэл постоянно задаётся вопросом, что же его отличает от других людей, которые страдают на войне, бедствуют в городе и лишаются работ? Раненных солдат, мирных граждан пруд-пруди, а все с жалостью бегут именно к нему, будто он воплощение бога, и за помощь они получат что-то взамен. Многие от него ожидают историю жизни, ведь с виду он странный "старик", который готов от всего отказаться, чтобы действовать по своим убеждениям.

Странствия учат многому главного героя, показывая изнанку гражданской войны. Слепой протест военной власти, установкой в военном положении проявляется в самом герое, хотя он всеми силами, даже не осознавая это, находится на линии нейтралитета. Военная сторона жизни людей показывается очень чётко, живо, и поэтому кажется, будто все передаваемые чувства боли, отчаяния, голода, страдания передаются тебе. Это настолько хорошо поработал автор над своим текстом, чтобы передать нужную атмосферу через нагнетание событиями, точными описаниями происходящего как вокруг Михаэла, так и в нём самом. Помимо гражданской войны, видно некоторое изменение в самом герое, так как он переходит от материнских целей, поставленных перед ним в самом начале, к своей собственной — жить свободно от обременённых уз общества, которое так и хочет загнать людей в лагеря, разделив их по признакам, дефектам и болезням, добиться полного повиновения, а также получить дешевую рабочую силу, которой будут пользоваться другие граждане. Его призвание — садоводство — помогает ему найти своё место в мире, пускай даже, если это многим не нравится. Это будет его выбором, и он всеми силами будет сбегать от общества, которое стремится навязать ему его устои.

Кроме матери Михаэла и его самого в канву повествование вплётен медицинский работник больницы, который изо дня в день следит за главным героем и пытается пробиться сквозь твёрдую, с виду непробиваемую, скорлупу, чтобы узнать все ответы на интересующие вопросы. На самом-то деле всё было на поверхности, так как герой стремился отвязаться от всей жалости, проявленной по отношению к нему, от клеветы со стороны служащих, которые обвиняют его не пойми за что; он же просто стремится жить, хоть постоянно находится на грани жизни и смерти. Медицинский работник слишком поздно это понимает и в итоге постоянно вспоминает Михаэла, пытается постичь его истину, его жизнь и добиться такого же отрешения от всего, что сдерживает его волю.

Также интересно взаимодействие героя с другими людьми. С одной стороны, он не болтлив, и это особо заметно в случаях, когда у него пытались чего-либо узнать о его жизни; он сам говорит, что не особо умеет хорошо рассказывать, его этому не учили в приюте; и тогда чего они добиваются? Красиво-грустной истории о бедном "старике", который докатился до такой жизни? Это прибавит ещё больше жалости к нему, поэтому он старается скрывать всякие подробности о жизни. С другой стороны, он периодически рассказывает свою краткую стори незнакомым людям. Его отношения к людям своеобразно. Да, он любит одиночество, ему приятно находиться в собственном коконе, где-нибудь в горах, выращивая различные плоды и кормиться с помощью земли. И он не стремится найти друзей, заставить людей понять его, он же просто хочет жить. Герой понимает, что он занимает низкое положение в обществе, и это даёт право (на самом деле, нет) смотреть на него сверху вниз (ситуация на ферме — явный пример).

Выводы:

Когда вы будете держать в руках эту книгу, вы почувствуете, что с каждой новой частью персонаж развивается, становится яснее его цель в жизни, некоторые мотивы героя, который кажется отщепенцем общества, да и мира в целом. Книга поистине замечательна, проста, и слог настолько лёгкий, что читается с удовольствием, однако я не могу назвать эту работу шедевром, или моим фаворитом среди прочитанных книг. Но она несомненно хороша, и её стоит почитать, она небольшая, читается быстро, но зато в на этих страницах скрыты многие темы, вопросы, которые заставляют задуматься о жизни, об обществе.
картинка Caramelia

Прочитано в рамках "Книжного государства".

Комментарии


Если любопытен автор, присмотритесь к «В сердце страны» Дж. М. Кутзее
Там про девушку...)


Спасибо за рекомендацию!


Если бы Кутзее в 1999 году не написал «Бесчестье» Джозеф М. Кутзее , то о нем, как о писателе, никогда бы даже не узнали в России. Вот это, действительно, сильная вещь у него. Вопросы, поднятые в романе "Бесчестье", сейчас, спустя 20 лет после написания, стали для литературы крайне неудобны, нетактичны и неполиткорректны. Поэтому книгу редко переиздают, к слову сказать, последнее русское переиздание было в 2015 году.


О, спасибо за такую полезную информацию, обязательно позже прочту эту книгу!