Больше рецензий
28 августа 2019 г. 19:45
1K
Удивляют меня (в самом хорошем смысле) в последнее время книги современных российских авторов. Роман Вячеслава Ставецкого не стал исключением, радостно осознавать, что совсем рядом с нами творят настолько самобытные, талантливые и увлекающиеся писатели нового поколения (к тому же, мне особенно приятно, что Ставецкий родом из Ростова-на-Дону и учился в Южном Федеральном Университете).
Роман оригинальный и своеобразный, но в то же время не может не напоминать читателю произведения всемирно известных южноамериканских мэтров (Маркеса, Борхеса, Кортасара). И как раз вот этот диссонанс поначалу немного не укладывается в голове: роман молодого ростовского писателя, мастерски стилизованный под испаноязычную классику... Как минимум, это неожиданно, но и привлекательно для интересующихся читателей.
История жизни (и смерти) главного героя романа - вымышленного испанского диктатора и непримиримого борца с коммунизмом Аугусто Гофредо Авельянеды де ла Гарды трагична, полна искренних заблуждений и призрачных, ничем не оправданных надежд на "светлое будущее любимой Испании". На протяжении всего произведения мы узнаем об иллюзорных мечтаниях великого диктатора, ради достижения которых он готов был принести (и принес) в жертву десятки тысяч непокорных; оторванность тирана от реальности привела к полнейшему краху его помыслов, его режима, его народа в конце концов.
Настигшее Авельянеду наказание длиной в несколько десятилетий отчасти делает из него другого человека, и эту метаморфозу очень интересно наблюдать, в некотором роде персонаж проходит классические стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. И каждый этот этап характеризуется своими особенными переживаниями главного героя, порой кардинальной сменой поведения и образа действия, пересмотром отношений обманутого народа к бывшему лидеру и считающего себя обманутым лидера к отвернувшемуся от него народу. Вообще, противопоставление общества, людской массы и попавшего в немилость сверженного правителя составляют краеугольный камень книги.
Конец романа закономерен, логичен (собственно, чем дело кончится, автор от нас не скрывал), и при этом трогательный, но без ненужной сентиментальности. На пороге смерти диктатор изменился, но все же остался гордым и верным своим убеждениям, а народ впервые за долгие годы увидел в нем не объект культа или лютой ненависти, а реального, обычного человека, имеющего право на ошибки и заблуждения, и, может быть, почти простил его...
Весьма достойное произведение нового интересного автора. Смело рекомендую, особенно любителям произведений южноамериканских писателей.
Комментарии
Я поняла, чем напомнило произведение Маркеса. Но чем напомнило Борхеса?)))
Атмосферностью и медитативностью повествования. Но это ж субъективно))
Есть такое. А что из Маркеса читали?
Совсем немного пока. Сто лет одиночества, Полковнику никто не пишет, несколько рассказов
И какие впечатления?)
Неоднозначные, но тем привлекательней) тексты его произведений "густые", "плотные", непростые для восприятия, но во время чтения погружаешься полностью в созданный Маркесом мир и как будто лично видишь этих несчастных, одиноких, потерянных полковников, нищету, в которой они живут, ощущаешь колумбийскую жару... В создании этой особой атмосферы ему нет равных))
Это точно, что книги атмосферные) Помню, что в "Сто лет" просто ушла с головой на всю ночь. Читаешь, понимаешь, что многие вещи ужасны, но как загипнотизированный кролик, продолжаешь...
Что посоветуете у него почитать следующим?
Это сугубо мое мнение, если что) Из самых любимых у Маркеса - «Хроника объявленной смерти» Габриэль Гарсиа Маркес , «Осень патриарха» Габриэль Гарсиа Маркес , «Любовь во время холеры» Габриэль Гарсиа Маркес . Сборники рассказов у него тоже хороши, хотя бы взять «Похороны Великой Мамы (сборник)» Габриэль Гарсиа Маркес
Спасибо) давно держу на примете Хронику объявленной смерти, будет повод взяться)
Буду рада, если понравится)