Больше рецензий

28 августа 2019 г. 12:38

1K

5 Фата-моргана величия

Послушайте...

Когда-то люди могли прятаться за словами «честь», «отвага» или «храбрость». До каких-то пор им казалось, что война – это великое дело.

Но разве бывает что-то вечное?

Когда-то японцы придумали химическое оружие, а американцы создали ядерное.

Когда-то люди не вытерпели и сказали: это нечестно, – воевать химическим или ядерным оружием, - это не милосердно! Не гуманно! Подло!

Химическое оружие запретили, а ядерное начали разбирать. Кажется, у войны появились… правила?

Великое дело, а в действительности – просто игра. Вот что такое война.

Теперь за громкими словами не спрятаться. К чему величие, если его нельзя измерить количеством ядерного оружия? Что такое «военная хитрость», если химическое оружие – это зло?

Те, кто говорят о войне серьёзно, вероятно, считают её «серьёзной» штукой. Но разве может быть игра «серьёзной»?

Когда можно использовать химическое оружие, которое эффективнее человека, мы всё равно пускаем в ход людей – и называем это гуманизмом. Неужели мы делаем это в серьёз? Конечно, нет. Всё – шутка.

Курт Воннегут понял это. Он объективно обрисовал войну – такую, какая она есть на самом деле, а не ту, которую видим мы. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» - это невероятно точная карикатура войны.

***

Может быть, кто-то спросит, почему в книге о бомбёжке Дрездена есть всё, что угодно, но почти нет самой бомбёжки?

Как по мне, эта бомбёжка - символ войны. О войне много говорят, много пишут. Много людей страдают. Всего - много! Но всё – бессмыслица, игра, шутка. То же самое с бомбёжкой. Был город – нет города. В чём смысл стирать с лица Земли огромный мирный город, в котором даже не было каких-либо стратегических объектов, и губить 25 тысяч человек? Но это зачем-то сделали, а потом назвали успешной операцией. Что тут ещё сказать?

В «Бойне номер пять» часто умирают люди. Во время войны им просто положено умирать. Такие дела. По-моему, когда после каждой смерти в книге появляется это выражение, негодовать - глупо.

В «Бойне номер пять» есть летающие блюдца и пришельцы. Кто-то может спросить: зачем в книги о войне этот бред? Сейчас объясню.

Как уже было сказано, людям на войне положено умирать. Следовательно, с этим надо как-то смириться. А как? Курт Воннегут говорит: люди существуют не только в трёх измерениях пространства, но и во времени – просто не способны это заметить. Как они могут ходить взад и вперёд, так и во времени они могут жить в прошлом или будущем. А потому, если кто-то умирает, он остаётся жить, просто не с тобой, а там, в прошлом, у себя.

Часто случается, что абстрактные философские идеи понять трудно. А ещё труднее поверить в них. Как объяснить человеку то, что я объяснил в предыдущем абзаце да ещё так, чтобы он поверил в это? Надо это наглядно продемонстрировать. Вот так и получается, что в книге появляются путешествия во времени и тральфамадорцы. Вместо того, чтобы растягивать в книге нудную философию, Курт Воннегут помещает её (философию) в фантастические образы. А почему бы и нет?

В книге прослеживается кольцевая композиция. Билли путешествует во времени и в прошлое, и в будущее, и даже в то время, когда его убивают. Но в конце книги он возвращается в настоящее. Он сидит в повозке, и ему хорошо. Он наслаждается настоящим моментом. Курт Воннегут показывает: даже если бы мы умели, как Билли, путешествовать во времени, нам бы это надоело. Поэтому самый верный способ жить – это жить настоящим днём.

Вдумайтесь: что лучше – или просто утверждение «живи настоящим днём», или наглядно показать, почему так лучше? Курт Воннегут не говорит. Он показывает.

Некоторые люди этого не замечают и начинают писать: «вот Эрих Мария Ремарк – вот это серьёзный писатель, у него есть философия. А тут – сплошной бред». Наверное, эти люди очень любят учебники, где обо всём только пишут, но ничего не показывают.

«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» - это живая, язвительная и честная книга о войне. Это не нудный учебник истории. И философию здесь надо не читать - её надо видеть.