Больше рецензий

Raija

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 августа 2019 г. 12:31

1K

0 Правда и труд за три копейки

Исследованиями Франкфуртской школы в нашей стране явно пренебрегают. По крайней мере, несколько лет назад мне пришлось сдать кандидатский минимум, и в числе экзаменов была история философии. К обязательному чтению были представлены труды многих философов, но я даже не уверена, что в их числе был Юрген Хабермас, хотя экзистенциалистов Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера мы, конечно, изучали. Какая избирательная программа и какая пристрастная. Экзистенциализм у нас в почете, в отличие от нео-марксизма или, допустим, структурализма Лакана. Хотя, впрочем, Леви-Стросс и прочие французские мыслители пробили себе дорогу к широкому читателю, одним обаянием, кажется. Почему же наши люди не любят и не читают Маркузе или Адорно? Опять либеральная прививка?

Вот взять "Одномерного человека" Маркузе. Это не полемика с Марксом, а продолжение его курса в своем роде. Маркузе анализирует общество и его составные в изменившихся условиях, а именно: когда произошедшие под знаменем коммунизма революции не устраивают гуманистов своей кровавостью, а выросшие на баррикадах режимы - лицемерием. Преступления продолжают твориться, теперь уже "во имя" свободы, равенства и братства. Маркузе одним из первых почувствовал сам дух дискредитации, разочарования, который пропитывал лучшие европейские умы, подобно Жиду отвернувшиеся от Совдепии в 1936. Кто-то ушел в буржуазную несознанку, в индивидуалистический протест, как тот же Сартр, но и этот путь заводил в тупик. Почувствовав тошноту от бытия, обрести ответственность - неплохая программа, но самоустраняться от общества, корчащегося в судорогах нарождающегося консюмеризма, - это не дело. Так что философы Франкфуртской школы отправились на войну с ветряными мельницами, вооружившись кто вилами (социологическим анализом), кто топорами (психоанализом), кто еще чем. Им вообще очень хотелось сблизить философию и общественные науки, философию как инструмент познания и критическое мировоззрение, а понимание действительности разъяснить широким массам, дабы те обрели сознательность.

Потом был исход немецких философов в США с последующим возвращением во Франкфурт... Массовому сознанию удобно группировать разнородные феномены, то же относится и к этой "школе", к которой примыкали такие разные мыслители, как Вальтер Беньямин, Теодор Адорно и Эрих Фромм... Из них тяжеловесами политический философии являлись, безусловно, Хоркхаймер, Хабермас, Адорно и Маркузе - последний все-таки не шел в авангарде и, по мне, его коллега и оппонент Адорно мыслил намного более оригинально и радикально и предложил действительно новаторский анализ культурной индустрии капиталистического общества в русле критики утилитаризма. Что же до Маркузе, то он известен, в основном, двумя книгами - "Эрос и цивилизация" и собственно "Одномерный человек". Первая - довольно монотонно написана, зато вторая представляет собой философа "в разрезе", в расцвете сил, а значит, демонстрирует в высшей степени его интеллектуальную мощь.

И пусть скептики скажут, что Маркузе сгущает краски: в момент, когда я пишу эту рецензию, горят леса Амазонии, и никто пока как следует не испугался. В эпоху же, когда "Одномерный человек" появился в печати - в начале шестидесятых - сила красноречия еще что-то да значила. Итак, Маркузе показывает нам прекрасный новый мир, мир, в котором массовое производство и реклама убили в индивиде всякую волю к сопротивлению. Рабство проистекает из доброй воли - и тут наш адепт марксизма фрейдистского разлива обильно черпает аргументы у классика жанра философской антиутопии Этьенна де Ла Боэси. Этот текст неожиданно зарифмовывается с "Днем отличника" Кононенко, хотя у последнего методы подавления (либеральная пропаганда) все-таки репрессивные. Маркузе, не желая повторять за коллегами мантры о вреде кнута, рассуждает о неубиваемых свойствах пряника. Досуг, туризм, материальные блага - и пролетариат куплен с потрохами, подчинен и лоялен. То, за что боролись в эпоху Маркса, сыграло с людьми злую шутку - что происходит, когда получаешь желаемое? Боишься потерять обретенное в борьбе. Пролетарии превращаются в маленьких сытых буржуа и трясутся над своим миленьким уютом, импортными магнитофонами, портсигарами и игровыми приставками. Капиталисты подсаживают массы на иглу потребления, и видя бум кредитов в такой, казалось бы, стране победившего всеобщего образования, как Исландия, невозможно отделаться от дрожи узнавания.

Кто повел граждан на бунт в античной Спарте? Те, кому нечего терять, кроме своих цепей. Поэтому, по Маркузе, бунт против статус кво родится в самых что ни на есть маргинальных кругах общества будущего. С мрачностью визионера Маркузе раскрывает парадокс постиндустриальной экономики: усовершенствование средств производства ведет не к уменьшению времени, затраченного на работу, а к производству новых материальных благ, предметов десятой и сотой необходимости. И все это мы наблюдаем при демократическом порядке, ибо, как едко замечает Маркузе, "тот факт, что народ получил возможность свободно выбирать хозяев, не упраздняет ни хозяев, ни рабов".

Ну, а явно устаревший контекст (война во Вьетнаме, СССР), который немного мешает восприятию аргументации автора, следует просто игнорировать, ведь мы не зацикливаемся на особенностях конструкции спальных вагонов во времена Анны Карениной.

Жажда обогащения и желание жертвовать ради этого собственной свободой - не просто основание современного рабства, а источник любого рабства во все времена. И как капиталистам, так и недавно вкусившим прелести обеспеченной жизни эта мысль неприятна. Поэтому ее от себя стоит гнать. И поэтому наши интеллектуалы не читали и не читают Маркузе, если только они не демонстрируют свою левизну. А многих ли левых интеллектуалов вы знаете? Если многих, то поздравляю, вы сами один из них, а значит, "Одномерный человек" и так ваша настольная книга. Если нет - то вряд ли вас убедит хоть один из его аргументов. Потому что читать Маркузе в вашей среде немодно и вообще не вписывается в ваш габитус. Но это уже анализ по Бурдье и совсем другая история.

Долгая прогулка-2019. Август. Бонус. Команда "Сетка шведских мандаринов"