Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

24 августа 2019 г. 21:52

783

5 Она писатель, мы писатель, ты писатель

С тех пор, как прочитала эту книгу, иначе как писателем себя не называю. Почему бы и нет, в конце концов. Другим ведь можно :)
***
Вообще, с ней у меня вышла забавная история, даже несколько. Нет, я серьёзно: благодаря книге Кэмерон я написала парочку рассказов. Первый раз, когда только-только купила книгу, я дочитала до 10-й страницы, там автор призывала меня Просто Начать, и я бросила книгу и начала писать рассказ. Пару месяцев спустя я вернулась к книге и дочитала до 15-й страницы, где автор предлагала написать поток мыслей в трёх страницах, открыв все шлюзы и дав себе полную свободу. И да, я снова последовала совету и снова забросила книгу. Спустя почти два года я твёрдо вознамерилась прочитать книгу до конца. Решила, что отмечу стикерами все рекомендации, которые сочту полезными, но сперва логично было бы собрать из них список. И я продержалась аж до 35-й страницы, где мне попался совет, очень метко угодивший в ту проблему с рассказом, над которым я сейчас работаю, — и я снова прервалась. Правда, через пару дней вернулась к книге и преспокойно дочитала её до конца: почти законченый рассказ определённо сделал меня умиротворённее, усидчивее, сосредоточенней.
В какой-то мере именно об этом и толкует всю дорогу Джулия Кэмерон: люби писательство, потому что это воздух, которым ты дышишь, твоя пища и вода, твоё лекарство от всех бед и утешение в трудную минуту, твой триумф и призвание. Практические советы автора касаются скорее сознания начинающего писателя или того человека, который хочет писать, но по каким-то причинам этого не делает. Если человек любит писать (а не взялся книгу по какой-то дурацкой причине, не совместимой с жизнью, жизнью писателя, конечно), Кэмерон исподволь внушает ему, что он может заниматься этим всю жизнь и не чувствовать никакой вины, выдерживать любое давление, что он имеет полное право наслаждаться процессом и ни в чём себе не отказывать (разве что убийство совершать не надо, детективы можно писать одной лишь силой воображения и не без помощи бульварной прессы). Книга скорее не учит, а раскрепощает, позволяет писать: автор рассматривает несколько десятков проблем, с которыми может столкнуться пишущий человек, и подсказывает варианты действий, способы решения, образ мыслей, который может сдвинуть дело с мёртвой точки. (Хорошая метафора в таком контексте, правда?)
Разумеется, тут ты как читатель-почти-писатель можешь рогом упереться в авторитетность книги и спросить себя, потрясая приобретённым красивеньким изданием с белоснежными страницами и широкими, удобными для заметок полями: кто такая эта Джулия Кэмерон, чтобы учить тебя жизни? И даже если допустить, что она признанный эксперт, кто сказал, что её персональный опыт тебе поможет? И ты, конечно, будешь прав. Джулия Кэмерон не является всемирно известным писателем, о романах которого вещали бы из каждого утюга, чтобы учить других писательскому ремеслу. Думающие так люди проходят мимо незнакомых фамилий и устремляются к пособию «Как писать книги» от мэтра своего жанра, многоуважаемого Стивена Кинга. И остаются в неведении, что там те же советы, которые даёт Кэмерон: люби писательство, найди для него время, пиши со страстью — отредактируешь потом, наметь узловые точки сюжета, добавь детали, которые распахнут воображение читателя, и т.д. Весь секрет в том, что опыт Кэмерон очень полезен для начинающих писателей: она много лет вела занятия по писательскому мастерству и всякое в своей профессиональной жизни повидала. Кроме того, она постоянно размышляла о призвании писателя, отмечала специфические особенности и осмысляла, как можно их подстроить под того или иного человека. Она действительно профессионал — в том что касается того, как начать писать.
И да, легко заметить, что я от книги в неприкрытом восторге. «Право писать» оказалось настолько классным, что я решилась его купить — и не прогадала, хотя это первый раз, когда я дочитала до конца. Теперь у меня есть список из четырёх десятков обобщённых советов, но составляла я его скорее по студенческой привычке конспектировать изучаемый материал. В случае с этой книгой намного полезнее будет время от времени перечитывать некоторые главы, потому что автор не только даёт задания, но и присовокупляет к ним пару страниц рассуждений, давая читателю отправную базу. Конечно, через пару лет я могу забросить эту книгу куда подальше, если вдруг решу, что превращаюсь в копию Джулии Кэмерон и теряю индивидуальность, но вряд ли подобное случится: книга обобщает писательство, объясняет, как найти своё направление, и подсказывает, где взять силы двигаться вперёд. Но не давит, не осуждает, не подтачивает уверенность в себе и оставляет свободу выбора, оставляет за человеком право писать так, как ему хочется.