Больше рецензий

mmarpl

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 сентября 2011 г. 22:21

3K

3

Артистку эту я помню. Спектакли Театра Сатиры по телевизору были для меня радостным событием. Конечно, "Женитьба Фигаро" с Мироновым и "Проснись и пой!" с Пельтцер и Менглетом.

Она играла в "Проснись и пой!" предмет вожделения товарища Бодани и заодно героя Менглета. Я никак не могла взять в толк, почему все герои этого спектакля так пылко влюблены в эту вида уличной торговки Мари. Мне она казалась не очень умной и вульгарной. И не столько героиня, сколько актриса, исполняющая ее роль. Позже я, конечно, поняла, что априори женщина начинает возбуждать мужчину при наличии пышных форм и умении эти формы демонстрировать. Тогда мне все формы были по барабану, а мужики тем более, но вот человеческие качества интересовали. Мари в конце спектакля "исправлялась", отказывалась и от Менглета, и от "товарища Бодани" и начинала честную жизнь. Но мне верилось с трудом.

Когда я услышала имя Татьяны Егоровой, оно мне ни о чем не говорило. Но волна, поднятая ёе книгой "Андрей Миронов и Я", докатилась и до моего, наверное, телевизора, потому что именно из телевизора моя мама получает все "клубничные" новости и потом спешит поделиться со мной. Мы тогда очень удивлялись, что какая-то самозванка примазывается к великому имени Миронова без зазрения совести. Узнав в самозванке Мари, я все поняла и эту тему для себя закрыла.

Потом краем глаза видела выступления Голубкиной, где она издавала весьма шипящие звуки в адрес Егоровой. Потом новость из головы улетучилась, потому что к тому времени "года минули, страсти улеглись, и высоко" вознеслись многие герои этой книги.

И вот я, пролистывая посты по метке "рецензии" в каком-то абсолютно чужом мне блоге, вдруг встречаю отзыв о книге Егоровой. Очень человеческий и грустный отзыв. Не о книге, а о жизни, о любви, о воздействии этой книги. Действительно, иногда хорошая рецензия способна заставить прочитать любого качества книжку.

Нашла, скачала. Посмотрела другие отзывы. Поняла, что надо все-таки самой разобраться.
Начала читать.

И поняла, что это правда. Правда о судьбе женщины, всю жизнь любившей гения. Правда о том, что часто у гениев, если и отрастают ангельские крылышки порядочности и нравственности, то очень куцые, беспомощные, мешающие самому гению. Правда о нашей жизни, которая, как в капле воды, отражается в театральном закулисье.

Наверное, лет пятнадцать назад я бы тоже кричала в ненаписанном гневном письме о сомнительности использованного права этой женщины на оскорбление великих людей, о её вранье и злобе. Теперь я понимаю: все так и устроено в нашем мире: жестоко, несправедливо, грязно. И сияющий фасад - это только фантик, золотую начинку часто мы домысливаем сами.

И ни секунды я не сомневаюсь в реально существовавшей и, наверное, существующей до сих пор любви этой женщины не к артисту, а к человеку Андрею Миронову, как не сомневаюсь в его ответном большом чувстве.

И мне очень жалко, что судьба повернулась к ним вот тем боком, а не другим. Иногда мне трудно читать и слушать (аудиовариантом я тоже запаслась), потому что слишком больно, потому что слишком понятно и узнаваемо, слишком близко и по-человечьи.

Но... Мемуары мемуарами, но эта книга претендует на художественность. И вот тут я вполне могу заявить "не верю!" и объяснить почему.

1) Создавая образы своих героев, автор для большей части из них не пожалел черной краски. И улетучилась правда, осталось неистребленная жажда ответить, отыграться, отомстить и за поруганную любовь, и за унижения, и за страдания. Но принимает это все вид коммунальной кухни.

Я допускаю, что Ширвинд не ангел, но у меня нет к нему личной неприязни, я люблю его на сцене, я видела спектакль его учеников, который свидетельствовал о таланте не только студентов, но и учителя, режиссера. И когда меня сознательно и многократно, как безмозглого котенка, макают в чужое дерьмо, я не могу понять, при чем тут я.

Прекрасно понимаю боль любящей женщины, наблюдающей, как ее любимый тащит свой чемодан и чемодан своего коллеги, идущего налегке, только потому, что не может отказать, тряпка ибо. Но откровенное шипенье и плевки в адрес злого гения при каждом упоминании его имени мало напоминает художественный прием.

2)Отталкивают философские размышления автора. Мне все время кажется, что это какие-то вставки другого писателя. Мысли о судьбе, о Боге, о случайностях и предопределенности. Все верно, все так, все в соответствии с представлением о мудрости, смирении и нравственности. Но неубедительно они звучат в соседстве с открытой неприязнью и попытками ответить своим мучителям их же монетой.

3) О мелочах композиционных построений и некотором ощущении дисгармонии этих самых построений я уж и говорить не буду, это действительно мелочи.

Но все равно надо читать. И ставить точки, и закрывать гештальты. В своей судьбе.

PS И не слушайте аудиокнигу, если ее читает товарищ Л.Ларионова. Читает она плохо: пафосно, часто сама не понимая, что читает и как это произнести. А уж стихи в ее исполнении... только для закаленных чтением школьников учителей. Хотя тембр голоса вполне воспринимаем на слух, в отличие от тембра многих и многих чтиц.

Комментарии


да все верно сказано,а теперь представьте как затрепещали другие театры,вдруг у них найдётся подобная Егорова,ведь театральная Москва большая,есть что еще написать.