Больше рецензий

Deity

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 августа 2019 г. 05:25

462

5 Жизнь — это не то, что человек прожил, а то, что он помнит и как об этом рассказывает

Джеральд Мартин останавливает своё повествование 2007-ым годом: Маркесу 80 лет, он не совсем здоров, но жив. Джеральд очень хотел, чтобы Габо прочитал его книгу и, надеюсь, он это сделал.
Удивительная биография удивительного человека. Сколько в ней от созданного медийного образа Габо? Сколько в ней реального Габриэля?

Детство вдали от матери, чувство брошенности и чуждости собственной семье, сложные отношения с отцом и нежная привязанность к деду. Он всю жизнь будет пытаться понять и принять свою семью. "100 лет одиночества" - самое значимое произведение Маркеса - во многом отражает детские воспоминания и, будем честны, детские травмы писателя.
Мартин много времени уделяет стремлению Габо к власти. И в принципе у него не было особенно выбора - вся жизнь Маркеса состоит из попыток политического влияния, а большая часть знакомых - из политиков Латинской Америки. Интересно, был ли он сам удивлен и вообще осознавал ли, насколько сильное влияние оказывали его произведения и какая действительно у него была власть над человеческими душами? Увы, биограф редко в состоянии ответить, что же на самом деле думал его персонаж.
В книге Мартина бросается в глаза такая деталь: события жизни Маркеса восстановлены очень подробно, иногда даже поминутно, но его личность, его внутренний мир затронут лишь поверхностно. О многом мы можем только косвенно предполагать. Например, Маркес часто брал с собой жёлтые цветы, значит ли это, что он был суеверен? А его выбор наряда на вручение Нобелевской премии? Национальная гордость или дань уважения отцу? Для "официального биографа" в биографии Мартина слишком мало отношения Маркеса к событиям своей жизни, одни только истории.
Знание жизни писателя всегда накладывает отпечаток на восприятие его произведений. Лично я предпочитаю знакомиться с творчеством непредвзято. Но жизнь Маркеса так сильно вплетена в его книги, что воспринимать их отдельно от его личности равноценно игнорированию бульона в тарелке супа - вся суть потеряна. Парадокс в том, что понять это можно лишь после знакомства с биографией, интерес к которой вряд ли появится без знакомства с творчеством. А значит теперь руки сами тянутся к томикам Маркеса для повторного знакомства.