Больше рецензий

Arlett

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 августа 2019 г. 16:16

7K

5 Что вы знаете о кикиморах?

Я слышала, что в доме из-за бардака и старого хлама может завестись кикимора, есть такой домашний вид, дальний родственник болотной. Она принимает его за свою нору или гнездо и поддерживает в нем порядок на свой лад. В квартире вечно что-то ломается, путается, пропадает, чистота держится несколько минут, а потом вещи снова раскиданы по всему дому. На что это похоже? На комнату в детском саду? Теперь я знаю, это потому, что кикиморы - это бывшие дети, которые оказались в этом мире никому не нужны.

Катя живет с папой и мамой на одиннадцатом этаже и ходит в третий класс. У Кати длинные волосы, они доставляют ей много боли, а ее маме много хлопот, из них получается неказистая косичка, много петухов и колтунов. Катя и сама к своим десяти годам превратилась в колтун из проблем и страха. Она настолько запуталась в своей жизни, что однажды кикимора приняла ее уже за свою - обращение почти произошло.

Катя растет на ощупь. Взрослеет в полной глухоте мира к ней, который всё про нее уже для себя решил. Любые её слова для выросших и громоздящихся над ней людей, когда Кате удается преодолеть оторопь и сказать их в попытке оправдаться и что-то объяснить, имеют для них эффект пузырьков изо рта рыбы. Её дни похожи на бесконечный тягостный сон про школу, издевательства и скандалы из-за оценок, где есть только одна радость - побыть дома в одиночестве. Но блаженные часы утекают, а потом тяжелой поступью приходит душный вечер с уставшей мамой, сердитым отцом и мысленным заговором «Катя катится-колошматится», который Катя повторяет про себя, пока плохое не кончится. Ее вечера сотканы из этой мысли, за ней она прячется от саднящей боли от ударов и криков, давно ставших неразборчивым шумом, который надо пережить, как вражескую бомбежку.

Сейчас много нонфикшена о том, как правильно общаться с детьми, но только художественная литература может так ярко и образно показать все оттенки тьмы, в которой живет одинокий ребенок. В своё время Диккенс сделал для бедных больше, чем Парламент. И я верю, что современная русская проза, написанная женщинами, может сделать этот мир более чутким и антиэгостичным, хотя бы по отношению к собственным детям, черт возьми. Евгения Некрасова говорит, что после выступлений к ней иногда подходят учителя с разговорами, как не надо преподавать. А значит это работает!

Школа до сих пор снится мне в кошмарных снах, как будто я не написала какую-то важную контрольную по математике и теперь снова сижу над пустым листком и понимаю, что мне никогда, никогда, никогда не выбраться из-за этой проклятой парты. Сейчас в школу ходит уже моя дочка, а я не перестаю удивляться некоторым школьным законам и правилам, которые работают на унижение человека и подавление его индивидуальности (Ты почему опять пришла в школу в кроссовках? Ты же девочка, ты должна носить балетки!).

Появление таких книг дает надежду, что этот мир и дальше будет бороться за чистоту человеческих отношений, в которых есть своя хрупкая экология. И один из ее законов заключается в том, что взрослые должны заслужить уважение, как и доверие, детей, а не считать, что могут получить его даром по праву возраста. Потому что нельзя мальчика, который сорвал цветы с уличных кустов для девочки, выводить к доске, перед всем классом снимать с него штаны и бить его же ремнем от школьных брюк по голым ногам. (Мы были тогда во втором классе. Я запомнила это навсегда). Потому что нельзя проводить в третьем классе День святого Валентина, а потом на уроке отбирать у девочек, которые получили много валентинок, те, что не подписаны, и заставлять мальчиков дарить их тем девочкам, у которых нет ни одной. Это унизительно для всех. Потому что нельзя вызывать ребенка к доске и высмеивать его перед всем классом за ошибки. Как это было с Катей в книге, как это было со мной, как это было еще с миллионом детей, которые сейчас уже выросли, но до сих пор по ночам видят кошмары про школу.

Чем больше будет таких книг, тем меньше будет кикимор.

Прочитано в Книжном бункере

Комментарии


Спасибо огромное! Так радостно и важно прочитать положительную рецензию на эту книгу, написанную с таким уважительным, бережным пониманием.

Школа мне в кошмарах не снится, но с чувством, близким к отвращению, вспоминается до сих пор.


Спасибо вам! :) Очень приятно получить такой отклик на свои слова о книге.


а вы представьте свою жизнь без школы...кем бы вы стали...


Может поэтому мне это произведение и не понравилось. Для меня школа - самое счастливое время моей жизни. Я была из тех девочек, которые с удовольствием вязали рукавички. Выполняла уроки, потому что НАДО. Мне бы и в голову не пришло не выучить какой либо урок. Было стыдно пропустить школу, даже когда болела, как то неудобно оставаться дома. Считалось, что мне легко давались предметы, но сейчас понимаю как я пыхтела. Без репетиторов, бралась за все дополнительные. Конечно, чувствовала я себя в школе отлично. Выучила-ответила, особо ничего не пугало.
После этой книги задумалась, стала вспоминать как я относилась к таким девочкам-двоечницам. По-моему мне их было безумно жаль. Была у нас такая вечно патлатая двоечница ни читать ни писать, выражение лица "оставьте меня все в покое". А вот после прочтения считаю что они сами виноваты в своей лени. Никто не мешает расчесаться и выучить уроки. Кстати, родителям тоже не было времени на меня, все работали. Зато были обязанности по дому, за немытую посуду получила бы точно люлей.
Сейчас как то принято носится, выискивать что-то необычайно творческое в лени и глупости. Боюсь до добра это не доведёт. Индивидуальность никуда не денется, но чтобы научится нужно потрудится.


К учебе я всегда относилась ответственно (вязать, варить борщ и мыть посуду тоже начала рано), но хорошо помню, что в школе (а у меня их было пять) даже хорошо выученный урок не спасает от шейминга.

Сейчас как то принято носится, выискивать что-то необычайно творческое в лени и глупости.

Для меня конкретно эта книга не о ленивой и глупой девочке. Для меня это книга об испуганном ребенке, которому остро не достает деликатности и заботы от взрослых.


В любом случае Ваша рецензия мне понравилась больше, чем книга.
Извините, но всё же хочется порассуждать. Деликатности вообще в мире не достает. Соглашусь, что девочке не хватало внимания, но... ей же не приходит в голову помочь маме помыть посуду в процессе этого можно и пообщаться. Думаете Катю спасло бы, если бы ей мама позволяла не ходить в школу просто так, как она хотела?
Сколько существует человечество, не найден рецепт идеального воспитания. Мягкость так же вредна как и жестокость. Учителя совершают педагогические ошибки, которые мы запоминаем на всю жизнь. Думаю у каждого есть примеры подобные тем, которые вы привели в последнем абзаце. Дети учатся не только на всём положительном и порою отрицательный урок лучше доходит. Каждый из нас лишался какой то дорогой ему вещи доверившись другу. Кто проходит этот урок в пять лет, когда выманил товарищ со двора машинку, кто-то в двадцать, поделившись с подругой обновкой. Возможно и существует кто-то кого никогда никто не "облапашивал", но хорошо ли это для него. Учителя всего лишь люди, не всегда идеальны. Так может в интересах девочки пройти этот урок "носи балетки - ты же девочка". Тут и сформируется в характере кто она, желает ли она одеваться в угоду толпе, либо выработает свой стиль, либо внесёт что-то новое. В любом случае, девочка понимает, что есть какие то нормы, есть люди, которые могут не принимать её выбор одежды. Если сейчас не пройдёт это здесь, через несколько лет, скажет ей другой человек замечание об одежде, в некоторых учереждениях существует дресс-код.
Лично я считаю, - Ничего нет хорошего в выращивании в оранжерейных условиях.
Для меня эта книга не просто о ленивой и глупой девочке, а о нытье ленивой и глупой девочки. Ну и если бы только это. К чему был ввернут этот элемент педофилии и наказана хорошая девочка и её близкие?


книга о немытой посуде))
Простите, немного смешно и грустно...


книга о немытой посуде))

Да, именно так. )) Думаете я не смогла углубиться? А я вот пытаюсь понять, что привлекает почитателей. Чего я не вижу? Тут даже скорее хочу разобраться не в произведении, а именно в вас девочки ну и в себе. Я правильно понимаю, вы считаете что в проблемах Кати виноваты все вокруг (как выросшие, так и не выросшие)? Какой выход: поменять всё окружение, изменить мир или сигануть с крыши? Мой взгляд, - виновата сама девочка и выход именно прекратить разглядывать пятно и помыть посуду. Катя даже не пытается, только под страхом спецшколы она садится вязать варежки, но почему. Потому что она недолюблена?


Потому что она одинока. Самое страное, это одиночество в толпе. И не важно, умеешь ты или хочешь. В книга с маг. реализмом никогда нельзя вопринимать сюжет буквально. Для этого есть другие жанры. Она прекрасно умела и сумела бы делать все, что делают обычные дети. Мне кажется автор хотел показать как опускаются руки у одинокого человека.
Многим читателям в маг.реализма вегда не хватает подробностей. Не первый раз замечаю, то не понятно, где герои брали кофе, то какой диагноз у героини, вплоть до выписки из мед. карты. Хочется большей ясности и преземленности. Наверное...


Да, да, фантастика не мой жанр. Мне не хватает правды в таких книгах, но всё же это произведение не тот случай. Хочу сказать, что похожий жанр "Петровы в гриппе" мне очень понравилось, даже слишком правдиво при всей мифологичности.

Мне кажется автор хотел показать как опускаются руки у одинокого человека.

возможно, но... не кажется ли вам, что Катя сдалась до борьбы, её позиция "не бейте лежачего" и слишком большие надежды на могущественного покровителя.
стараясь не воспринимать буквально, мне не понравилось расстановка приоритетов в произведении и озвученные ценности. Поэтому и задевает всеобщий восторг.


Мы о разном читали. Так бывает, читаешь одну, а по факту разные книги. От того нам друг друга не понять. И приоритеты тоже по разному определили.


Думаете Катю спасло бы, если бы ей мама позволяла не ходить в школу просто так, как она хотела?

Катю спасло бы, если бы на ее попытки рассказать, что ей больно или страшно, мама не отмахивалась безучастным "Не выдумывай!" Так и вышло по итогам.

Ничего нет хорошего в выращивании в оранжерейных условиях

В оранжерейных - конечно. Но речь и не о них. Речь о простой человечности.

в некоторых учереждениях существует дресс-код

Дресс-код - это правило, которое существует для всех. Он не определяется по половому признаку и не начинается со слов "Ты же девочка..."

К чему был ввернут этот элемент педофилии и наказана хорошая девочка и её близкие?

К тому, что это есть в жизни, и отрадно увидеть хотя бы в книге, что расплата наступила здесь и сейчас. Хорошая девочка? Я не считаю Лару хорошей девочкой, ничего хорошего, кроме оценок в ней нет. Хороший человек не смотрит безучастно, как издеваются над другим человеком.


"Хороший человек не смотрит безучастно, как издеваются над другим человеком."
Как воспитали - так и смотрит!


спасибо за рецензию...очень захотелось прочитать...вы прям маркетолог...чегой там за элемент нашли - педфилии...кто кого когда...зачем...


Ставлю Вам огромный плюс и ВООБЩЕ не понимаю откуда минусы!!!Я с огромным удовольствием прочитала эту книгу, школу любила всегда, мне нравилось учиться, конечно, были там проблемы всякие с химией например, но сейчас спустя годы понимаю, что во многом виновата сама. Конечно, и в нашем классе были девочки двоечницы, но опять же одна из них из многодетной семьи из 6 детей, и только она была двоечницей, остальные дети этой семьи отличниками, вот так))Сюжет этой книги напомнил несколько других книг тоже. Согласна с тем, что чтобы научиться быть личностью-нужно трудиться. И так было всегда.И так будет всегда. Пусть рассуждают философы бездельники, но ФАКТ- вещь упрямая, если ты хочешь чего-то добиться в этой жизни то должен пахать. Вариантов нет других. В этой книге, конечно раздражали только два персонажа: ущербный папенька и не менее ущербная учительница, вот из-за таких и гонят на всех учителей, хотя людям, которые учили меня я обязана самыми добрыми и человеческими воспоминаниями. Я сама преподаватель и мне бы даже в голову не пришло вести себя так вела Вероника Евгеньевна. Но закрыв последнюю страницу, я понимаю, что все- таки права истина, что всегда виноваты старшие. Спасибо за Ваш отзыв.


ути плюти...люли между прочим слово из колыбельной...русской народной, которую русская мать поёт своему малышу...люли люли люли прилетели гули...
а то что в вашей семье за немытую посуду вам давали пиздюлей, называйте слова своими именами, так это так было принято воспитывать в вашей семье! Знаете можно приучить ребёнка и без этого...а ваше отношение к двоечницам...оно субъективное, значит учителя у вас не на высоте были, наши учителя учили нас помогать слабым...я вела уроки русского языка в школе, заменяя учительницу, проверяла тетради и знаю как трудно объяснить - сколько терпения надо вложить, чтобы самый слабый в классе понял! Я горжусь своими учителями за ту любовь которую они дали нам и делились с нами своими знаниями. А ленивые действительно талантливы...у них есть время подумать, для них учёба - основная работа!

Люли-люли-люли,
Прилетели гули.
Сели на воротцах
В красных чеботцах.

Стали гули говорить,
Чем нам Машу накормить?
Сахарком и медком,
Сладким пряником.

Сладким пряником -
Коноплянником.
Коровку подоим -
Молочком напоим.

Стали гули ворковать -
Стала Маша засыпать.


И один из ее законов заключается в том, что взрослые должны заслужить уважение, как и доверие, детей, а не считать, что могут получить его даром по праву возраста.

Довольно таки актуальная проблема на сегодняшний день с учётом советского происхождения былого поколения. Налево и направо встречаюсь с проблемой, когда человек брызжет слюной тебе в лицо, тыча носом в свой возраст, не имея возможности предоставить тебе чего-либо другого.


вот я извиняюсь от безделья в ваш разговор влезла, ищу новую книгу для чтения...читать точно буду...уж больно мне интересно стало...Нюрнбергский процесс книга или нет...