Больше рецензий

amourgirl

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 августа 2019 г. 15:27

1K

5

«Восход солнца сулит перемену, и только когда его сияние в разгаре, наблюдатель начинает подозревать, что день опять все тот же: тот самый день, в котором он живет давным-давно, проживая его снова и снова, - по-прежнему ослепительно-яркий и не тускнеющий от времени».

Дебют Боулза крайне шикарен. Первые страницы, честно, мне было не интересно: несколько страниц и хочется отложить книгу. А потом все накручивается и вот уже не замечаешь, как подошла последняя страница.

Правильно говорят, что от себя не убежишь. Главные герои, Порт и Кит, достигают кризиса в отношениях и отправляются в путешествие в любимую Портом Африку и пустыню, что, по их мнению, сулит отдых и возможность во всем разобраться. Также с ними отправляется их общий друг – Таннер, чему Порт не очень рад. Все чувствуют любовный треугольник, но все равно подавляют в себе эти чувства и ошибки, отталкивая друг друга еще больше.
«Хода времени она не сознавала; наоборот, чувствовала, что оно замерло и что сама она превратилась в статичную вещь, подвешенную в каком-то… вакууме что ли». Кит
«Порт не способен выскочить из клетки, в которую сам себя запер, - клетки, которую сам же и смастерил, чтобы спрятаться от любви».

Произведение наполнено здравыми рассуждениями о смысле жизни потерянного человека, пытающегося что-то изменить, но все равно возвращающегося к той точке, откуда начал:

«<…> а он такой одинокий, брошенный, безнадежно растерянный и замерзший. Вот: замерзший – это особенно; глубокий внутренний холод не изменишь ничем. И пускай сейчас это основная его неприятность – этот холод, эта ледяная мертвость, - но он и дальше будет за него цепляться, потому что холод лежит в основе всего его существа: он все свое бытие вокруг него выстроил».

Автор на самом деле очень увлекательно построил текст и события. Одна из главных заложенных идей состоит в том, что движение и путешествия – это жизнь. К этой жизни и хотели стремиться герои, но почему Африка, почему пустыня? Там еще больше их завязывает в песок.
«И эти камни, и это небо – они везде, готовые принять его и освободить, но, как всегда, этому что-то препятствует, и препятствие в нем самом. <…> Хорошо, конечно, когда ты способен сказать себе: «Я все равно их сильнее», но это слабое утешение».

Порт, Кит и Таннер, вместе и по отдельности, сталкиваются с жестокой Африкой и Сахарой, с жестоким миром караванов верблюдов и арабов со своими правилами, насилием и страстью.

«Все равно ведь страдание распределено между всеми людьми равномерно: никто без своей доли, такой же точно, что и у соседа, не останется…»


«Я и есть мир! Но мой мир – это не мир какого-то там «человечества», то есть толпы. Это такой мир, каким его вижу я!» Порт пытается спорить, в нем поднимается негодование, но потом все равно все скатывается обратно:

«Ночью проснулся в слезах. Существование предстало ему в виде колодца в тысячу миль глубиной; вынырнув и поднимаясь с самого низа, он нес в себе бесконечную печаль и успокоенность, но ничего не помнил ни о каком сколько-нибудь внятном сновидении, за исключением безликого голоса, который прошептал: «Душа – это самая усталая часть тела».

Все произведение накрыто тучей, огромной и тяжелой аурой, ощущением зыбучих песков, откуда не выбраться.
«Все же пустыня штука настолько мощная, что ее просто нельзя не представить себе в виде живого существа. Одно ее молчание уже наводит на мысль о некоей безмолвно затаившейся, не то чтобы разумной, но сознающей себя силе».


«Вышло, что она как сигарета [жизнь]. Пока делаешь первые несколько затяжек, ее вкус прекрасен и ты даже мысли не допускаешь, что она когда-нибудь кончится. Потом начинаешь воспринимать ее как нечто само собой разумеющееся. И вдруг осознаешь, что она догорела уже почти до фильтра. И тогда начинаешь чувствовать ее горький вкус».

Весь роман – это бегство, от себя, от проблем, от города, от других людей, стремление к освобождению, поиск самих себя. Но, как было сказано ранее, от себя не убежишь, а вечное самокопание приводит в саморазрушению.

«И все это так знакомо и так ужасно, и ничего в этом его существовании нельзя ни изменить, ни оспорить: надо терпеть. Ни разу ему не пришло в голову крикнуть». Болезнь Порта как будто освобождает его от всей тягости бытия, от тяжелых мыслей, от всего-всего-всего, но в этом не его вина, а вина условий, куда он попал, но оказался слишком слаб. И этого героя безумно, безумно жаль. Не в смысле жалости, а в смысле большой надежды на его счастье… Завуалированная концовка романа ужасает, накрывает с головой.

Понравилось, что в конце книги приложены объяснения непонятных в книге событий «пустынной» жизни, каких-то фактов, объяснение, кто такие «пеулки-водоноши» или города, вымышленные или реальные.
К прочтению - плюс.