Больше рецензий

smd78

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 августа 2019 г. 13:18

2K

5

Просвещает, увлекает, обогащает - перо мастера, не убавить! Множество интересных историй на примере реальных людей и событий, детально описанных иллюстраций, множество ссылок на современников той эпохи из числа писателей - классиков, военных, политических деятелей освещавших разные стороны дворянства в своих трудах. Тем не менее к концу прочтения стало немного занудно - слишком уж затянуты последние две главы. В целом, для интересующихся данной темой книга будет весьма познавательна, однозначно стоит ее прочитать.

Возможно, кому-то будет интересно, мои заметки по некоторым главам книги:

1. Люди и чины. Петр I старался все регламентировать, подчинить правилам. Ввел различия в чинах, одежде, этикет поведения, написания писем, титулы, ордена, табель о рангах и прочее. «Дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Несмотря на все это, плодилось множество законов, которые часто перечили друг другу и просто нарушались. Имело место воровство, кумовство и взяточничество.

2. Женский мир и женское образование. Стремление государства распространить чиновничий принцип и на женщин. В Табели о рангах было специально и подробно оговорено, что женщины имеют права, связанные с чином их отцов (до замужества) и мужей (в браке). При Анне и при Елизавете было установлено, дамы какого класса имеют право носить золотое шитье на платьях, а какого — серебряное, какова должна быть ширина кружев и т. д. Появилось выражение «дама такого-то класса». Меняется образ женщины - появляется женщина стойкая, смелая и в то же время женственная, читающая и образованная, интеллектуально и общественно равная мужчине. Во многом характер русской женщины этой эпохи формировался под литературой. Открываются образовательные заведения для женщин.
3. Бал. Являлся важным элементом дворянского быта. Здесь, как писал автор, реализовывалась общественная жизнь дворянина. Балы были областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись. Имели свои нормы поведения в танцах, одежде, этикету. Тем временем, в противоположность благонравной форме светской жизни - балам, никто не отменял «...игры юношей разгульных, Грозы дозоров караульных...» (А.С.Пушкин). Присущее в основном холостым молодым офицерам и гулякам «шаловство», а часто - просто попойки, не выдерживали этикета светских балов и в высоких кругах являлись «дурным тоном».
4. Сватовство. Брак. Развод. Постепенное изменение обычаев в сторону права выбора молодоженам, а не родителям. Женщина в результате соответствующих указов Петра I получает право на развод и деление имущества, вследствие чего становится юридически сильной половиной брака, распорядительницей хозяйства.
5. Дендизм. «Человек должен делать портного, а не портной — человека». Внутренняя сущность проявляется через внешне подчеркнутую (часто в насмешливой форме, небрежно) индивидуальность, противопоставление устоявшемуся поведению, традициям, правилам в обществе. Также присуща "поза разочарованности и пресыщенности", скука и хандра как бытовое поведение. Часто вытекающими из этого были азартные игры, дуэли, безрассудство на войне.
6. Искусство жизни. Вот тут неожиданным для меня оказалось то, что в XVIII века искусство и действительность общественность никак не взаимосвязывала, понимая что «в театре сцена это одно, а зрители другое», и даже смело принимало такие тесно переплетающиеся вещи как портрет Елизаветы с обнаженным телом Венеры (что в наше время действительно это сочли бы минимум неприличным). А вот в начале XIX века наоборот – «искусство становится моделью, которой жизнь подражает».

7. Птенцы гнезда Петрова, Век богатырей - конфликт поколений начала и конца XVIII века. От человека общественного к человеку индивидуалисту. Следующее за петровским поколение, в силу направленности на развитие человека как личности, а не как служителя обществу породило ряд философов духа свободы, одним из ярких представителей которых был А.Н. Радищев. Также, здесь интересно описана личность великого полководца Суворова.

Державин посетил умирающего опального Суворова и на вопрос, что тот напишет на гробе полководца, якобы ответил, что многих слов не нужно, достаточно: «Здесь лежит Суворов». Суворов, согласно этой версии, отвечал: «Помилуй Бог, как хорошо!» - в воле Суворова прозвучал голос человека второй половины XVIII века — ставившего превыше всего не чины, не ордена, а свою неповторимую личность.