Больше рецензий

VaninaEl

Эксперт

Я по натуре не Пушкин, я по натуре Белинский

21 августа 2019 г. 12:40

1K

4 Кровь, туман и опиум

Обаятельный получился у Дэвида Моррелла детектив, хотя и чрезмерно кровавый. Пусть он не слишком притязателен, и имя убийцы станет известно уже ближе к середине романа, но это его достоинств не умаляет, ибо основным его украшением является не столько увлекательность детективного сюжета, сколько потрясающая атмосферность, которая никуда не делась даже после того, как стало известно о том, кто стоит за жесточайшими убийствами в сердце Лондона, практически полностью копирующими убийства, произошедшие ровно при тех же обстоятельствах, но долгих сорок три года назад.

Туманный, грязный, нищий Лондон, со всем многообразием примет того времени: побирушки всех мастей, проститутки, бедные работяги, единственной радостью которых остается возможность пропустить вечерком стаканчик чего-нибудь горячительного (а при случае поучаствовать в самосуде над каким-нибудь бедолагой, который оказался не в то время и не в том месте). Вонючие канавы, переполненные нечистотами, валяющиеся в них диковатые свиньи, которые не прочь полакомится человечинкой, беспросветная нищета большинства и блестящая мишура немногочисленной знати, наживающейся на страданиях этого самого большинства как в Англии, так и за её пределами. И опиум, как движущая сила большой политики, средство обогащения лордов и смерть для множества тех, кто стал его жертвой. Именно в этой тягучей зловонной среде и придётся героям этого романа расследовать преступления давние и совсем свежие.

Главным «мозгом» расследования неожиданно окажется человек, который, казалось бы, никак к активной фазе следствия и мозговым штурмам причастен быть не может в силу пожилого возраста, хрупкой комплекции и многолетнего пристрастия к лаудануму, настойке опия на спирту. Однако именно он, Томас де Квинси (к слову, реально существовавший небезызвестный писатель, весьма плодовитый и некогда шокировавший своих современником необычным видением реальности), при помощи своей дочери Эмили (миловидной эмансипированной девицы, обладающей твёрдым характером, доброй душой и повышенным чувством справедливости), а также двух сотрудников лондонской полиции, сумеет докопаться до истины и выяснить, кто именно и почему совершал зверские преступления на мирных улицах огромного города.

Личность убийцы, кстати, тоже весьма впечатляет – мальчик, выросший на самом дне, собственными усилиями добившийся довольно высокого положения в обществе и довольно справедливо оценивающий существующую реальность, который, будучи взрослым, не сумел справиться со своими демонами и дал им волю. Ни в коей мере не оправдываю его действий, но не могу не признать, что кое в чём он был не так уж несправедлив.

Детектив Райан и констебль Беккер ничего, кроме откровенной симпатии не вызвали. Хотя они и не слишком блистали как следователи, но вели себя более чем достойно, до самого конца пытаясь разобраться в случившемся и вернуть Лондону былую безопасность, даже несмотря на реальную опасность для них самих. Впрочем, и сам де Квинси опасности не чурался и, не теряя достоинства, умудрялся выкарабкиваться даже из самых, казалось бы, безвыходных положений (да, порой это казалось чудом, но художественный вымысел в романистике никто не отменял, поэтому и особых претензий эти чудеса не вызвали).

В общем, получилось вполне симпатичное чтиво, хотя и не шедевральное. Поскольку, как выяснилось, это первая книга цикла, не исключено, что если подвернётся возможность прочесть продолжение, сделаю это. Но острой необходимости в этом нет – сюжет абсолютно законченный, что для циклов характерно далеко не всегда. И за это автору моя отдельная читательская признательность.
картинка VaninaEl

Прочитано в рамках совместных чтений для Саратовского книжного клуба "Множественные умы".