Больше рецензий
21 августа 2019 г. 09:45
673
5 Прекрасное ковыляние
РецензияДо чтения этой книги я уже имела представление о китайском бинтовании ног, т.к. читала одноименную статью Андреа Дворкин. Читала лет пять назад, но прекрасно помню основные идеи - во-первых, бинтование ног есть квинтэссенция понятия «красота», которая всегда «требует жертв». Во-вторых, пример бинтования наглядно демонстрирует, что в человеческой сексуальности нет ничего «естественного» и «биологического». Китайские мужчины испытывали вожделение при созерцании искалеченных, смятых, сломанных женских конечностей. Нет примера, ярче демонстрирующего, что сексуальность - прямая производная культуры: как вас научат «желать», так и будете. И, конечно, главное, что мне запомнилось из текста Дворкин - боль и гнев от страданий, пережитых миллионами китайских женщин.
Помня об этом, главу с названием «Бинтование ног» в книге Лизы Си «Снежный цветок и заветный веер» я начинала читать с ожиданием худшего. Но, даже при такой готовности, почти испытала шок от описания многодневных пыток над девочками. Поэтому советую эту книгу с предупреждением - если вы не чувствуете в себе сил погружаться в описание жестоких пыток над детьми, то или совсем не читайте, или пропустите главу «Бинтование ног». Это одна из начальных глав, - тогда как книга посвящена китайскому институту «лаотун» - подруг, заключавших подружеский союз на всю жизнь. Также речь в книге идет еще об одном интереснейшем явлении - о женском тайном письме «нушу», созданном для общения женщин между собой. Действие происходит в Китае XIX века. Понятно, что бинтованием ног бедствия героинь не завершатся. Не будет спойлером сказать, что вся жизнь женщины тогда была бедствием, т.к. она изначально считалась в семье «никчёмной ветвью»: «лучше иметь собаку, чем дочь».
Однако вместе со всеми ужасами тут показано нечто редкое и удивительное (редкая и удивительная тема в литературе) - дружба-любовь двух подруг-лаотун. Как признаются в романе подруги, они были единственной любовью друг для друга. Отношения с мужьями основывались прежде всего на долге - с целью производства сыновей (супружеский секс именуется в романе «постельными делами», - как и прочие хозяйственные дела). Тогда как отношения лаотун основывались на эмоциональном начале. Легкая эротическая подоплека в их дружбе наличествовала, но не была главной, - на первый план выступала доверительность, теплота, привязанность. Этот институт близких отношений был узаконен традицией. Подруги-лаотун имели право встречаться на протяжении всей жизни, мужья им не мешали (муж должен был спать в другой комнате, когда лаотун навещала его жену). Нечасто мы видим в книгах такое изображение любви. Для меня это было новым и интересным.
И последнее. Несмотря на тяжесть положения женщины в Китае XIX века, я бы не хотела определять бинтование ног как «дикость прошлого». Не так уж далеко мы ушли от этого прошлого. «Красота» и сегодня - карательный институт. Нервная анорексия - третье по распространенности заболевание среди подростков (в основном, девочек), а смертность девушек от нее в 12 раз выше, чем смертность по другим причинам. Или - чем принципиально отличаются операции на желудке для «похудения», или «эстетическая пластическая хирургия», от бинтования ног? Фактически ничем - это повреждение здоровых органов и тканей ради товарного вида. Пусть мать сегодня не привязывает дочь к стулу, чтобы причинить ей красоту, но роль матери успешно выполняет общество.
И если о мнимом нездоровье из-за «лишнего веса» нам кричат из каждого утюга, то о вреде для позвоночника высоких каблуков утюги, пыхтя, помалкивают. Ведь, прежде всего, это «красиво».