Больше рецензий
20 августа 2019 г. 17:08
4K
5 Как умел, так и жил...
РецензияВ этом сборнике собраны лучшие стихотворения самого народного поэта ушедшего ХХ века, нашего "Всенародного Володи", как окрестил его собрат по цеху Андрей Вознесенский. И как тут не вспомнить крылатое выражение другого его современника - Евгения Евтушенко: "поэт в России больше, чем поэт". Когда Евтушенко написал это, он, наверное, больше имел в виду себя, но жизнь расставила акценты, и Евтушенко с Вознесенским и Рождественским, конечно же - Поэты! Но Высоцкий - ПОЭТ!
Его тексты стали пульсом времени, они такие же, как сама жизнь, часто смешные, ироничные, издевательские, откровенные, надрывные, прямые и честные. Высоцкий никогда не подлаживался ни под генеральную линию, ни под общественной мнение, и это делало его стихи такими проникновенными, так точно бьющими в цель. Такой эффект достигался, наверное, потому что он всегда говорил то, что говорилось, а не то, что он собирался сказать.
Поэтому так много крылатых фраз, ушедших из его стихов в народ, часто они четки и убедительны сами по себе, часто вместе с контекстом, но многие из них уже превратились в пословицы. Да, вот так можно говорить об авторских пословицах Высоцкого.
Ну, и, конечно же, нельзя не помянуть, что подавляющее большинство стихов Высоцкого, это - песни, строки, протянутые хрипловатым характерным баритоном, глубже и надежнее врезаются в память, направляют и усиливают эмоциональный фон восприятия.
Стихи Высоцкого очень эмоциональны, среди самых ярких "Кони привередливые", "Купола", "Я не люблю", военный и альпинистский циклы - это я перечисляю самые любимые. И в этом ряду "Парус", который дал название сборнику.
Русская поэзия знает два шедевра с таким названием, первый принадлежит Лермонтову, второй - Высоцкому. Оба "Паруса" о поисках и стремлении к свободе, но, если Лермонтовский, скорее бежит в романтическую неизвестность в поисках бури, он ищет предмет свободы, он живет ощущением, то "Парус" Высоцкого - гимн борьбе за свободу - откровенный и яростный.
Сам Владимир Семенович определял это стихотворение так:
"я в неё вкладывал вполне конкретное содержание… Это песня без сюжета, казалось бы, набор слов… Нет, это песня беспокойства… Это песня настроения".
Так и есть, при прослушивании этой песни возникает устойчивое ощущение беспокойства, тревожности, готовности к грозящей опасности, оно закрепляется, и уже при самостоятельном чтении текста, ты не можешь отделаться от присутствия автора, с его экспансивным исполнением, эти буквы, которыми напечатан текст "Паруса", становятся не просто буквами, а метафизическими трансляторами, раз и навсегда определенной автором, сути.
И так можно сказать о любом стихотворении Высоцкого, обретшем жизнь еще и в качестве песни.
Рецензия написана в рамках игры "Несказанные речи"
Комментарии
Ну не о любом...
И о каком же?
Саша, нет смысла здесь перечислять неудачные тексты Высоцкого, их немало. Тем более, что я очень люблю этого барда. Но неудачных стихотворений достаточно у каждого автора, даже и у Пушкина. И это нисколько не умаляет талант писателя, разве что слегка ограничивает пафос почитателей...
Саша - хорошее имя, но я - Сережа :)
Мы, вероятно, не совсем поняли друг друга. Я и не писал, что все тексты Высоцкого удачны, я писал, что после того, как слышал авторское исполнение песни, читая напечатанный текст, "не можешь отделаться от присутствия автора". "И так можно сказать о любом стихотворении Высоцкого, обретшем жизнь еще и в качестве песни", независимо от его удачности.
В этом смысле я вполне согласна с Вами, Сережа!