Больше рецензий

15 сентября 2011 г. 20:02

344

3

Очень на любителя эта книжка, не для широкого круга © TibetanFox


  Итак-с... Первая ассоциация с этой книгой не трэш, а грайнд. Поясню: в 1984 году Чак Норрис Шульдинер и группа Death записали альбом, положивший начало стилю, как не странно, позже названному Death metal. С годами групп-исполнителей и поджанров становилось все больше, и закономерным явлением стал грайнд - концентрат сложных гитарных рифов, сверхскоростных барабанов и гроулинга. Фича в том, что чуть больше чем все коллективы, играющие в этом стиле занимаются, в основном, стёбом, троллингом и пародиями. (см. Виноградный день (ru), Ultra Vomit (fr), six feet under (USA) and moar)

  Так вот, книжица получилась грайндовой. Из крутого теста, замешанного на пришельцах, психах, сценах жестокого обращения с животными, мутантах и извечных вопросах русской интеллигенции, щедро взбрызнутого кровушкой и водочкой, молодой, но уже перспективный автор лепит "Девочку и мертвецов". Трпещите, Сорокины-Уэлши-Елизаровы и прочие Бэнксы, пришел Данихлов и ща он вас всех обстебёт. Что же мы имеем в итоге?

 &nbsp...Бескрайнюю снежную пустыню неизвестной планеты, символизирующей Россию (привет, "Кысь" Толстой, и тебе здравствуй, "Посёлок" Булычева) автор щедро заселяет бродячими мертвецами (салют, Масодов!), много пьющими русскими (зравствуй, "День опричника" Сорокина) и девочкой.

   Пародия -- это смешно.Как "Очень страшное кино". Или как "Большая разница" хотя бы. Тут же... Ну как-то не уловил я тонкой иронии и едкого сарказма. Шутки толстокожи, намеки прозрачны до неприличия, а финалы почти всех сцен напоминают оные же в американских молодёжных комедиях. Ну, типа, если ботаник на студенческой вечеринке знакомится у бассейна с грудастой блондинкой, то через минуту появится мордоворот -- парень девушки -- и скинет очкарика в воду. При чем все увидят и посмеются, ага. Порадовал только Федя, который давил жуков, название каннибальского праздника поедания серых мертвяков -- "День серости" и героическая оборона детского садика, большинство участников которой пошли туда из-за халявного бухла.

  Девочка. Катенька. Изощренный садизм, рабская покорность и улыбка имбицила. Пародия? И кого же эта Катенька пародирует? Льва Толстого с его непротивлением злу насилием? Так для этого надо хотя бы осознание зла, чего в Катеньке не замечено. Или Катенька введена в книгу только для того, чтобы оттенить жестокость исчадия ада Ионыча? Нетипично для заглавного героя. Скорее всего она придумана как постоянный раздражитель для читающего. Ну типа как гламурное кисо за компутером, постоянно тупит, делает глупость за глупостью, а когда ты в сотый раз видишь наглухо зависшую тачку, мило хлопает ресничками "я ничего не нажимала...". Скажите, хоть кому-то нравятся герои, которые бесят на протяжении всей книги? Садисты есть в зале? Не слышу?

  Мертвецы. Ничего более нелогичного, чем мертвецы в этой книге, я не видел давно. То они не могут разговаривать, только стихи помнят. То они ведут вполне связную беседу. Тут они хилые и беспомощные. А тут -- неистребимые. Порой съедобные, а порой и нет... И главное, никого такие метаморфозы не удивляют. Ладно, спишем на пародийный прием. То, что в конечном итоге, целью мертвецов оказывается не желание убить всех человеков, а дружба и взаимопонимание показалось аллюзией на "Метро 2033" Глушковского. Там, правда, были не серые, а черные, но все-таки.

  Второстепенные персонажи -- Ионыч, Федя, Рыбин, Александра, Наташа... Все поражают ненатуральностью, какой-то вымученной природой. Раболепие и святая вера в Китеж-град Феди, мужицкая рассудительность и цинизм Ионыча, тертый калач Рыбин, матёрый мусор, попадающийся на видимый невооруженным глазом крючек... Ненатурально, болезненно ненатурально.

  Картинность. Точнее, кинокартинность. Многие сцены из книги больше похожи на наброски киносценария. Та же бойня в детском садике, или момент, когда двух мертвецов ВНЕЗАПНО сбивает вездеход, к которому они долго и, как оказалось, безрезультатно, шли -- по этому поводу только два соображения: или автору не хватает умения передать картинку, которая появилась в его голове так, чтобы она не была похожа на картинку, или... Правильно, он ещё и "Обитель зла" со "Старикам здесь не место" пародирует.

  Ладно, пора закругляться. Вот ещё что: если это пародия на современный пост-модерновый трэш, то где, простите, порнуха? Как это -- без извращённого секса, копрофилии, групповых изнасилований крупного рогатого скота с летальным исходом? Или автор пародирует только целомудренные аспекты современной литературы? Или... Или это вообще не пародия, а серьёзная заявка на бестселлер? Наверное, так и есть. Поняв, что испугать морем крови искушенного читателя уже нельзя, а для психоделических картин а-ля Кафка кишка тонка, автор делает финт ушами: вызывает эмоции у читающего зубодробильным абсурдом происходящего на страницах. Плевать, что эмоции в большинстве случаев негативные, абы о книге и авторе заговорили. Что ж, эффект достигнут. Всем приятного чтения.

Комментарии


я просто оставлю это здесь

ну и да, книгу я - уверена - вряд ли когда-то прочту по причине того, што еще не весь достоевский прочитан (а без столпоф литературы, глядишь, не оценю мощщи аллюзий), но мне дико доставляют рецензии. и ругательные, и хвалительные. и эта конкретная)


"это здесь" не работает =( Ошибка 500, что-то с серваком Ютюба, надеюсь, админы постучат в бубен -- и я посмотрю. Рад, что тебе понравилось, рецензию вымучал, не хотел вообще писать, но прочёл ТибетанФоксовскую, пришлось писать оппозиционную =)


это здесь - мои соотечественники, группа Трагичный Снижок. ты наверняка видел. просто они очень подходят под настроение XD
(вообще забавно, что я мои земляки с одной стороны они, а с другой - Bredor. как-то... символично)


Бредор больше доставляет эпическим интервью, чем музыкой, а мне из грайндухи больше всего нравится опять же наши земляки Mental Demise, правда без Старого это уже не то...


Если честно, слушать мне их даже в голову не приходило) не то чтобы вообще мало интересовалась экстремальными жанрами (хотя и это тоже гг) - просто и без того достаточно легендарные личности)


Пфх-х-х, а ты часто встречаешь гротеск, доставляющий натуральностью? о___О Это как-то... Ненормально.


Как по мне, гротеск -- это на грани абсурда. А тут автор эту грань переступил обеими ногами. Не зря же цитирую тебя в эпиграфе, я именно из того широкого круга, в узкий треугольник не вхожу...


Да, дурацкая книжка; и вторичная. Я бы дочитала только из большого чувства патриотизма, чтобы отыскать там нечто значительное.
Поразвлекался человек, самовыразился, как мог.


Не знаю-не знаю. Мне книжка доставила как раз своим великолепным черным юмором.


Прям заинтриговал ))


Маленькая поправочка, отношения к книге не имеющая:

Фича в том, что чуть больше чем все коллективы, играющие в этом стиле занимаются, в основном, стёбом, троллингом и пародиями.


Серьезное преувеличение. Нередко можно встретить грайндкор с текстами на социальную или политическую тему. Просто стеб становится более популярным среди тех, кому не очень нравится подобная музыка.


Согласен, с "чуть больше, чем все" перегнул капитально =) Не всегда четко улавливал, где заканчивается Брутал-дэз и начинается грайнд. Социальная тематика -- Immolation, Suffocation, Incantation, Vader, Nail, Kataklism -- до бесконечности можно перечислять, но я всегда полагал, что это всё же брутал-дэз. А кто из грайнда в политику-социологию лезет? Otep? Больше не знаю =(


Я сам такую музыку редко слушаю, по мне что грайндкор, что красткор, что дезграйнд -разницы большой нет. Посмотри тексты Agathocles, больше даже не знаю кого посоветовать, так как не любитель.
Otep разве не ню-метал?


Поясню: в 1984 году Чак Норрис Шульдинер и группа Death записали альбом, положивший начало стилю, как не странно, позже названному Death metal. С годами групп-исполнителей и поджанров становилось все больше, и закономерным явлением стал грайнд - концентрат сложных гитарных рифов, сверхскоростных барабанов и гроулинга.


Ты взорвал мой мозг, жестокий!1(


Рад стараться! =)