Больше рецензий

16 августа 2019 г. 09:09

921

3 Мост как символ, люди как люди

Своей архитектурной символичностью роман мне напомнил «Шпиль» Уильяма Голдинга.
Мост как диалектический символ, объединяющий и одновременно противопоставляющий:
- Боснию и остальной мир,
- христиан и мусульман,
- город и предместье,
- детство и старость,
- вымысел и реальность,
- прошлое и будущее.
Мост как символ стойкости, незыблемости, постоянства, вечности в противовес всему изменчивому, недолговечному, смертному - человеческому...
Мост как символ места, малой родины - связь с корнями, традиции предков, импринтинг.
Интересное этнографическое исследование провел автор: переосмысление древних легенд и народных преданий, поиск их истоков - реальных фактов, из которых народная молва породила все эти истории о замурованных младенцах и русалках.

Народ с легкостью выдумывает небылицы и тут же пускает их в ход, и при этом реальность неотделимым и непостижимым образом переплетается и перемешивается с вымыслом.

И все-таки прежде всего это история о людях, таких, как они есть, безо всякой магии: трясутся за свои должности и нажитое добро, выслуживаются перед начальством или вредят исподтишка общему делу, открыто и зверски терзают себе подобных, сопротивляются прогрессу и выдумывают всяческие суеверия.
В общем-то это с натяжкой можно назвать романом в традиционном смысле. Это действительно хроника, летопись одного местечка, история Юго-Восточной Европы глазами обывателя из глубинки. Будто случайные персонажи поочередно берут слово, озвучивают заботы, идеи, теории, владевшие умами своего времени - глас эпохи.

Жизнь - необъяснимое чудо, ибо, уходя и отцветая, она все же остается, нерушима и стойка, "как мост на Дрине".

P.S. Но, по-моему, литературно роман довольно слабый, хотя и очень претенциозный. Нобелевку лично я бы за него не дала. ;))