Больше рецензий

BakowskiBabbitts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 августа 2019 г. 20:24

2K

4 Спойлер Хоттабыч разваливший СССР

Суть рассказа проста, представьте группу людей, перед которой положили мешок с деньгами и предоставили им право поделить его.
Представили?
Тогда вы понимаете, что произойдет дальше. Вся идиллия между людьми кончится и начнется ссора плавно переходящая в драку со смертельным исходом. История стара как мир, но не теряющая актуальность и ныне.
Итак, кратко о рассказе Твена.
Жил был городок Гедлиберг, и жили в нем самые честные и добропорядочные граждане. Гедлиберг, можно сказать, был эталоном благолепия. Но... Некто проезжающий мистер Х потерпел обиду от одного из жителей Гедлиберга и решил отомстить городу, превратив его из благочестивого, в город наживы и стяжательства.
Мститель принес кассиру банка запечатанный мешок с деньгами и записку. В письме мистер Х объяснил, что один добрый человек из Гедлиберга спас его и теперь он хочет отблагодарить его. Мистер Х посылает этому доброму человеку мешок с деньгами, но житель Гедлиберга должен вспомнить фразу которую он сказал гостю при их встрече. Как только пароль-фраза будет названа, мешок с деньгами окажется у доброго жителя Гедлиберга.
Вы уже начали догадываться, что тут началось в маленьком городке.
Жители Гедлиберга позабыв про благолепие, про покой, ложились спать и просыпались с одной и той же мыслью: "Вот бы отгадать фразу и присвоить 40 тысяч лежащих в мешке."
В общем, идея мистера Х с деньгами попала на 100% в яблочко. Человеку удалось совратить город.
На мой взгляд, в истории мира была только одна попытка изменить эту стяжательскую сущность эксплуататоров.
Эта попытка - Советский союз. Кто помнит учебу в СССР, детский коллектив, тот меня поймет. В детских книгах и фильмах персонаж, который был стяжателем и ростовщиком, вызывал у советского подростка отторжение и негатив.
Например, диалог из «Старик Хоттабыч. Патент АВ. Остров Разочарования» Лазарь Лагин
"— О горе мне! — простонал в ответ Хоттабыч. — Ты снова отказываешься от моих даров! Но ведь это уже не дворцы! Ты видишь, о Волька: я больше не дарю тебе дворцов. Скажи просто: ты брезгуешь дарами твоего преданнейшего слуги.
— Ну рассуди сам, Хоттабыч, ведь ты очень умный старик: ну на что мне эта уйма драгоценностей?
— Чтобы быть богатейшим из богачей, вот для чего, — сварливо пояснил Хоттабыч. — Уж не скажешь ли ты, что тебе не угодно стать первым богачом своей страны? С тебя это станется, о капризнейший из непонятнейший из встречавшихся мне отроков! Деньги — это власть, деньги — это слава, деньги — это сколько угодно, друзей! Вот что такое деньги!
— Кому нужны друзья за деньги, слава за деньги? Ты меня просто смешишь, Хоттабыч! Какую славу можно приобрести за деньги, а не честным трудом на благо своей родине?
— Ты забыл, что деньги дают самую верную и прочную власть над людьми, о юный и неисправимый спорщик.
— Это там, в какой-нибудь Америке, но не у нас.
— Сейчас ты скажешь, что в вашей стране люди не хотят стать богаче. Ха-ха-ха! — Хоттабычу казалось, что он высказал очень едкую мысль.
— Нет, почему, же, — терпеливо отвечал Волька. — Человек, который приносит больше пользы для родины, зарабатывает у нас больше, чем тот, который приносит меньше пользы. Конечно, каждый хочет заработать больше, но только честным трудом."

Увы, сейчас и слава за деньги, и друзья за деньги это норма. А над фразой про честный труд так и вовсе будут насмехаться.
Как произошла эта трансформация?
Ведь у нас были миллионы Волек, а теперь не протолкнуться от Хоттабычей.
Кто этот мистер Х, который принес "мешок с деньгами" в СССР и совратил советского человека?

Комментарии


Хороший вопрос, как же произошла трансформация. Как из пионеров выросли те, кто сначала бился стенка на стенку, выясняя "ты с какого района", а потом превратился в преступников из кровавых 90х?
Может не было миллионов Волек, просто хотелось в это верить,идеализированные книги пытались такие идея привить людям,но не получилось?


Давайте поразмышляем.
Вот город Гедлиберг и в нем идиллия, но некто приносит "мешок с деньгами".
Что изменилось для жителей Гедлиберга?
Изменилась среда обитания.
Город остался на месте, но "мешок" изменил среду обитания человека.
Может быть, так и было в СССР?
Некто, годов так с 50-х, 60-х начал приносить эти "мешки" в советские города и менять среду обитания советского человека. Может быть такое?
Приведу пример.
Фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!"
Каждый смотрел и не один раз. А ведь он менял среду обитания.
Главный герой Женя, по профессии врач и он нажирается как скотина.
Кто как не врач должен знать - любой алкоголь это яд!
Почему делается акцент на то, что главный герой врач?
Разве не меняет среду обитания то что врач выпивает, значит это не вредно, это модно?
Главная героиня Надя, по профессии учитель.
Что она делает в кадре?
картинка BakowskiBabbitts
Правильно! Она курит!
Учитель, который должен выполнять воспитательные функции, должен быть примером для учеников и он прямо дымит в экран.
Врач пьет, учительница курит.
Прослеживать линию долго, можно книгу написать по перековке сознания советского человека, но на выходе мы получим в конце 80-х "Интердевочку", где дочь учительницы валютная проститутка, причем по фильму это положительный герой.
Это не утверждения, это лишь размышления о трансформации...
А то, что были миллионы Волек это 100%
Без них не построили бы БАМ и еще тысячи городов, заводов и т.д.
Потому как в созидании нет духа стяжательства.


Интересная мысль.Но может эти фильмы правдивы, отражали то, что было и так, без цензуры нарисовали жизнь людей? Ведь часто советские фильмы и книги обвиняют в том,что они не показывали правды, слишком идеализировали все и им не верят


Правда в том, что врач и учитель сознательно употребляют яд? Причем не просто употребляют, они этот яд рекламируют.
Не пил, тихо жил, выпил, нашел невесту модно курящую. Обрел "счастье", и делать то ничего не надо было. "Вы побольше пейте и наверняка обретете свое."
Вся проблема в том, что в какой-то момент алкогольные персонажи на экранах ТВ стали подаваться не с презрением, а с хихоньками и хаконьками.
У нормального человека выпивающий должен вызывать омерзение и так и было (например фильм "Когда деревья стали большими") , пока в определенный момент алкоголиков по ТВ не стали показывать этакими веселыми человечками (например "Афоня").
Недавно прочитал книгу «Анти-Стариков-2. Правда о русской революции. От Февраля до Октября. Гадит ли англичанка в России?» Петр Балаев
Вот как он вспоминает этот перелом в СССР:
"Но и моя мать, и дед, и их ровесники, с которыми я обсуждал это, также подтверждали, что с не только с 70-х, еще раньше всё началось…
Куда-то ушли в начале 70-х, просто канули в небытие, парады совхозной техники после завершения уборки, со звездочками на бункерах комбайнов, гордостью пацанов сопливых за отцов, которые намолотили больше всех зерна… Концерты выпускных групп детского сада, зрители – всё полуторатысячное село в Доме культуры… Вечерние шествия, почти колоннами, наших пап и мам после киносеанса в этом же Доме культуры, с песнями, с гармонистами… Белоснежные стены телятника фермы, где работала мать, ее такой же белоснежный рабочий халат… Управляющий совхозным отделением, катавший на своем ГАЗике нас, мальчишек – дедушка Гуржиев, авторитет безусловный на селе, к которому шли со всеми проблемами, и рабочими, и домашними…
Пионерская моя молодость совпала с начавшейся лавиной пьянства. Оно как-то быстро, буквально за 2–3 года накрыло деревню. Вроде только что трезвые и веселые люди после работы шли на гулянки и в кино, и тут, как будто обрезало всё сразу – мужики вповалку прямо под магазином среди бела дня. И машина медвытрезвителя, периодически собиравшая наших отцов у этого магазина. И пьяные скандалы дома почти по всей деревне. И счастье в семье моей одноклассницы – отец заболел (что-то с почками) так, что не мог уже водку пить. Все бабы ее мать доставали вопросами – что она мужу такое в водку подсыпало, что потом он перестал её лакать? И обижались за то, что она рецепт того снадобья давать никому не хочет… Как-то поразительно быстро совхозные фермы из всегда свежевыбеленных зданий превратились в заваленные по окна навозом вонючие сараи. Мехдвор всё больше и больше стал напоминать стоянку фашистской техники, попавшую под удар «катюш». Совхозные механизаторы из бравых парней и мужиков, вчерашних ударников и гордости их сыновей, стремительно превратились в постоянно синих забулдыг…
...Я не помню до 14 лет, чтобы женщины на селе пили. Была всего одна семья, где бухали муж с женой на пару, как бельмо на глазу они у всех торчали. Но к началу 80-х пьянство начало захлестывать и прекрасную половину, причем, началось с молодых девчонок… К концу 80-х картина уже была жуткой, трезвыми оставались ровесницы моей матери, и то не все…"

Вот это и есть правда. Я считаю, что советского человека начали совращать и перекодировать задолго до перестройки Горбачева.
Одна из проблем социализма, которую не преодолели, озвучил Филипп Второй Македонский:
"Даже в самом защищенном городе найдется калитка, через которую пройдет осел груженный золотом."
Иначе - кто совратил советского человека и принес в города эти "мешки с деньгами."
Вот эту трансформацию и напомнил мне сюжет рассказа Твена.