Дэвид Моррелл «Изящное искусство смерти» — рецензия

Больше рецензий

missis-capitanova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 августа 2019 г.

2304

4 ... В одном черном-черном городе, на одной черной-черной улице...

картинка missis-capitanova

Если выбирать Лондон для путешествия, то лучше посетить его в ясную, солнечную и теплую погоду, чтоб не спеша, в комфортных условиях насладится его красотами. Но если читать о Лондоне в художественной литературе, то он должен быть именно таким, каким его изобразил Дэвид Моррелл! Раньше я больше всего любила описания этого города у Диккенса, но теперь у него появился конкурент, так как автор "Изящного искусства смерти" смог дать мне такое шикарное подробное описание, что было ощущение, что по столице Великобритании бродят не Томас Де Квинси с дочерью, а я собственной персоной. Мрачный, холодный и туманный. В отдаленных районах - грязных и зловонный. С извечным смогом и копотью. С газовыми фонарями и кебменами. И с абсолютно сумасшедшим маньяком, который выходит под покровом ночи на улицы города и воплощает в жизнь свои преступные фантазии...

Если рассматривать это произведение исключительно как детектив, то оно может показаться слабым. Злодей угадывается буквально после первой трети книги. Я не сразу поняла, кто он, но вот откуда - проглядывалось безошибочно. Я грешным делом сразу подумала на лорда Палмерстона и расстроилась - уж слишком это было бы банально. Личность настоящего убийцы и его история меня не особо впечатлили. В ней нет ничего оригинального, таких маньяков со шлейфом из детских психологических травм - пруд пруди. Плюс под очень большим вопросом у меня способ реализации его преступных замыслов. Ладно, допустим первое убийство он смог бы провернуть - на весь дом один мужчина, а в остальном - беззащитные женщины и дети - с ним справиться легко. Но вот второе убийство, совершенное в таверне, выходит за рамки разумного... В таверне было полным-полном взрослых мужчин, а он перерезал им глотки, как цыплятам, и никто не пикнул, и даже не смог понять, что происходит! Это выглядит несколько фантастично...

Наш герой, конечно, хоть и безумный маньяк, но какая-то доля рационального в его философии есть. Мне вполне понятна, например, его непримиримая ненависть к представителям аристократии или к любителям опиума. Я вполне разделяю эти его эмоции. Я тоже их не люблю, но, конечно, не в настолько патологической форме! Но в сознании нашего убийцы, как говорится, смешались и люди, и кони - детские переживания от осознания того, кем был твой отец, наложились на юношескую травму от службы в армии и этот симбиоз спровоцировал абсолютный сдвиг в психике.

Томас Де Квинси, который в этой книге примерил на себя роль детектива, мне тоже не был особо близок. Я вообще не могу нормально относится к тем, кто, имея какую-то пагубную привычку, не может взять себя в руки и перебороть эти наклонности. А что уже говорить о том, кто еще и воспевает свою страсть к наркотикам в книгах? Для меня такие как Де Квинси - конченные люди. Пусть он и не делает ничего плохого, но человек, всей жизнью которого руководит опиум, вызывает отвращение вперемешку с жалостью... Я так и не поняла, откуда убийца узнал об Энн... Вроде как не упоминалось, что Де Квинси писал об этом в своих книгах... Кто были те люди, которые помогали преступнику в реализации его замыслов? И почему они это делали?

Пару слов хочется сказать об Эмили Де Квинси. Невероятно, до неприличия эмансипированной по тем временам особе :)) Конечно, современный читатель не найдет в ее поведение ничего крамольного, шокирующего и бросающего вызов общественным устоям, но читать о том эффекте, который она производила на своих современников, было забавно. Правда, местами раздражал ее командно-менторский тон и то, что все практически сразу и беспрекословно бросались выполнять ее поручения... Приятное впечатление производят сотрудники полиции Райан и Беккер - я боялась, что автор скатится к банальностям и свяжет Эмили амурными стрелами с кем-то из них. Слава Богу, это не случилось! Пока что все остались добрыми друзьями, без розовых слюней! :))

В целом я получила большое удовольствие от книги. Особенно в той ее части, которая касается описаний Лондона того времени, общественных нравов и устоев. Детективная линия вызвала больше вопросов, чем дала ответов. По итогу, она показалась какой-то нескладной... Но знакомство с серией продолжу - авось Дэвид Моррелл смог поднатореть в написании детективов с первой части. Ну а если даже и нет, то просто еще раз понаслаждаюсь Викторианской Англией! :))

P.S. Кстати, небольшие исторически вставки в начале каждой главы мне очень пришлись по вкусу. Они были уместны и преподнесены так, что совсем не перегружать читателям фактами, но в то же время и давать кое-какой документальный материал.

Книга прочитана в рамках 3-го тура игры "KillWish", 81-го тура игры "Книгомарафон"

«Зимовье зверей»
Не так давно я написал рецензию на "Сестрицу Алёнушку и братца Иванушку" и там я поминал про грампластинку с русскими сказками, которая была у меня в детстве.…
boservas
livelib.ru
Джон Уиндем «Кукушата Мидвича»
Мне очень даже понравилась книга, что как для нелюбителя фантастики практически удивительно. Но секрет кроется в том, что фантастики как таковой в…
missis-capitanova
livelib.ru
Дэвид Моррелл «Изящное искусство смерти»
Книга привлекла меня тем, что описание сюжета и расследования в ней обещало быть мрачным и готическим (Лондон 19 век все таки). И ожидания подобной атмосферы…
_Slam_
livelib.ru
Регистрация по электронной почте
Пароль будет создан автоматически и отправлен вам на почту, или ввести пароль самостоятельно
Регистрация через соц. сеть
После регистрации Вам будут доступны:
Персональные рекомендации
Скидки на книги в магазинах
Что читают ваши друзья
История чтения и личные коллекции