Больше рецензий

13 августа 2019 г. 06:33

640

4 Враждебность двадцатого века к постмодернизму - это ярость Калибана, увидевшего себя в кривом зеркале

«Коллекционер» - первый роман Джона Фаулза, британского писателя, который впоследствии прославится своими постмодернистскими произведениями. Впрочем, уже в этом романе присутствует свойственное постмодернизму двойное литературное дно: история необразованного замкнутого молодого человека Фредерика Клегга, решающегося похитить Миранду, студентку художественного училища, отсылает нас к пьесе Шекспира «Буря». Миранда не просто так зовет своего похитителя Калибаном, у Шекспира это живущий на острове, месте действия пьесы, дикарь, сын злой колдуньи, и сам воплощение зла и уродства. У Шекспира говорится, что до основных событий Калибан пытался изнасиловать Миранду, поэтому с ним так плохо обходятся, делают рабом. Калибану Фаулза, однако, нужно другое, им движет желание обладать: он коллекционирует бабочек, и девушка его интересует лишь в качестве объекта, пополнения коллекции.
В романе мы познакомимся с двумя точками зрения: и Фредерика, и Миранды. В их образах противопоставляется сразу несколько начал. Миранда олицетворяет собой Искусство, жизнь, любовь (Эрос). Калибан – мещанство, ненависть, импотенция, смерть (Танатос). Он убивает бабочек без всякого сожаления, боится даже прикоснуться к женщине, искусство для него – непонятное развлечение высоколобых богачей. В жизни он руководствуется исключительно мещанскими понятиями о приличном и неприличном, все время боится, что скажут и подумают люди. Секс для него, само собой, относится к разряду неприличного, грязного. В этом он напоминает нам о викторианской эпохе с ее строгими запретами и ограничениями, закостенелой моралью. Конечно, подавленные желания в итоге находят свой выход. Фотографии Фредерика отсылают к расцвету порнографических фотокарточек в поздневикторианское время.
У Фаулза, однако, Калибан не является однозначным чистым злом, есть и социальный аспект. Фредерик – продукт своей среды, воспитания, он рано потерял родителей и жил с набожной тетушкой, которая ограничивала его во многом. Вообще, психология маньяка здесь описана настолько правдоподобно, что несколько серийных убийц в разное время говорили, что этот роман вдохновлял их.
«Коллекционер» будет интересен любителям английской литературы, психологического романа и всем поклонникам позднего творчества Фаулза.