Больше рецензий

Po_li_na

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 августа 2019 г. 00:41

2K

5

В последнее время я получаю ни с чем несравнимое удовольствие от перечитывания известных классических произведений, которые читала ранее и в школе, и в институте, а по некоторым из них даже вела уроки в школе. Пару лет назад открыла для себя «Капитанскую дочку», которую прочитала на одном дыхании, в прошлом году была в восторге от «Евгения Онегина», а сейчас пришел черед Федора нашего, понимаете ли, Достоевского и его «Преступления и наказания».

«Преступление и наказание» задали дочке читать летом: 10-й класс, тексты впереди объемные, логично хотя бы часть из них прочесть во время каникул. Настя прочитала роман достаточно быстро и, естественно, стала нам задавать какие-то вопросы, высказывать свои соображения по поводу прочитанного. А я почти ничего не помню! В общем, я поняла, что для того, чтобы быть с ребенком на одной волне, нужно усаживаться за чтение. Что я и сделала.

Удивительное дело: сколько ни читай – всегда что-то новое увидишь. Многие детали или из памяти напрочь стерлись, или вообще мимо меня прошли. Так, например, почему-то совершенно не помнила, что Парфирий Петрович – родственник Разумихина. Спросила Настю – она тоже, оказывается, упустила это при чтении. Еще всякие подобные детали сейчас бросались в глаза. Да и вообще сейчас мне и настроение романа показалось иным. Раньше мне Раскольников казался таким злодеем-монстром: придумал теорию и давай ее на практике пробовать. Сейчас же для меня главное в романе было отношение к нему окружающих, их жалость, сочувствие, их боль. Убив старушку, Раскольников убил и своих родных, и себя самого. Но никто его не винил, все смиренно приняли изменения в своей судьбе, вызванные именно поступком Раскольникова. Хотя их жизнь раскололась на «до» и «после». Интересно, что, оказывается, Раскольников не раскаивается в содеянном до самого конца романа. Даже на каторге он жалеет лишь о том, что не хватило сил скрыть убийство от окружающих, не выдать себя. А в памяти у меня было, что он раскаивался и из-за этого признался. Но нет: оказывается, раскаяние наступило намного позже, уже после нескольких лет каторги. И наступило оно по молитвам близких людей, прежде всего, Сони.

Еще подумалось, что в романе есть мысль о том, что человек не всегда кажется тем, кто он есть. Это несоответствие образа жизни, мыслей, внешности человека и его сути – во всех персонажах. Соня не вяжется с образом падшей женщины, от Парфирия Петровича не ждешь дедуктивных откровений, Раскольников не похож на убийцу, Лужин не похож на подлеца, Катерина Ивановна не должна была окончить свою жизнь в нищете, от Лебезятникова не ждешь осуждения Лужина и т.д. То есть жизнь полна различных непредсказуемых сюжетов, и прожить ее без Бога в душе очень сложно и даже невозможно.

Специально для чтения купила дочке книгу из серии «Школьная библиотека» от издательства «Детская литература». Мне нравится эта серия: достойное оформление, хорошая бумага, удобный шрифт, комментарии, еще и иллюстрации. И при всем при этом вполне приятная цена (особенно, со скидками).

Рекомендую вам читать книги вместе с вашими детьми, даже если они (дети) выросли. В этом случае у вас всегда будут общие темы для разговоров.

Комментарии


Славно наверно вот так с ребёнком своим прочитать читанные ранее книги..)
Да и ребёнок так будет вовлекаться в культуру чтения: с родным человеком обсудишь то более хорошо и живо, чем в школе.

Да, в романе много ещё неизведанного, что с первого раза не уловишь.
Особенно сны героев поражают. По ним отдельные иллюстрации надо.
Да и тайные места есть в романе: Лизавета то во время убийства была беременна... потому и ручкой прикрывала не лицо, а от лица, к животу и груди..
Так что Родя ещё и детоубийца.

Да, хорошее замечание у вас" Лужин не похож на подлеца... Соня не похожа..


laonov да, сны - это вообще отдельный разговор. А еще вот эти все параллельные случаи: Раскольников считает старуху "бесполезной", мол ее убить - ничего не изменится, и тут же видит гибель такого же "бесполезного" Мармеладова, но уже проживает ее изнутри семьи. Там столько мыслей о жизни и смерти на каждой странице, что нам всем даже не под силу нырнуть в такую глубину - так, по бережку ходим..
А вот про Лизавету тоже интересно. Раньше - да, я тоже считала, что она беременная. А сейчас мне почему-то показалось, что она была немного не от мира сего и постоянно сочиняла про беременность. Там как-то так написано: "была постоянно беременная", мне ирония послышалась. Живот она могла закрывать, потому что сама-то верила в это... Ну, это мои ощущения нынешние - сама удивилась, что сейчас вот так поняла.


Хм... интересная у вас мысль о Лизавете...
Но если знать эстетику Достоевского, с грубым насилием над красотой и беззащитным, даже детским ( это уже во всей "красе" и в Бесах и в Карамазовых...
В Карамазовых, кстати, этот юродивый образ Лизаветы очертился с новой силой, в образе Лизаветы Смердящей, которая-таки родила...
Так что этот замысел был у Достоевского давно.
Но ваша мысль интересная, спасибо)