Больше рецензий

13 августа 2019 г. 00:21

Лучшее на Лайвлибе

1K

5 Личные заметки на полях великого романа

Не первый раз в жизни я беру в руки эту книгу. В поздние школьные годы в руки попала самиздатовская рукопись романа, отпечатанная, кажется, на струйном принтере на листах формата А4. И была прочтена за пару дней, взахлеб. Поражали диковинные детали, столь не совместимые с шаблоном советского романа о советской действительности. Дьяволиада вся эта на улицах Москвы, летающие ведьмы, фантасмагоричный Бал у Сатаны, бассейны с шампанским и коньяком, почти не заметный на страницах Иешуа, но который управляет всем сюжетом, пират во главе Грибоедова… Потом были филологические штудии в университете. И открывались новые грани – система двойничества персонажей. Номинации, за которыми скрывались исторические и литературные сюжеты (скандал и сожжение ресторана не случайно носящего имя Грибоедова), параллели сюжета с условиями жизни Булгакова и его ухода, текстологические проблемы. Новое прочтение – это скорее даже узнавание слов, складывающихся в предложения, в абзацы, в главы, в сюжеты. И это узнавание не только литературного текста и сюжета, но советской действительности, изображенной гротескно, в которой мелкими деталями фиксируется ужас эпохи 30-х годов. И вот эти романы в романе выстраиваются перед тобой как парад планет – библейский роман, бытовой роман художественно-литературной жизни 30-х годов, исторический роман эпохи, фантастический роман Сатаны и роман любовный, вроде бы центровой для сюжета, но истонченно малый перед хитросплетениями остальных сюжетов. Роман действительно великий, чрезвычайно нервный, написанный Мастером в условиях, когда его не арестовывали, но и не ласкали, когда мировоззренческие основы личности писателя рушились и вместе с тем были крепки как никогда. Булгаков великий писатель первой половины ХХ века. Его нужно перечитывать, чтобы находить новое в себе, в истории, но и в сегодняшней жизни. Перед вечностью наши современники не сильно-то и изменились. И в кабинетах создаются дела на непонятные властьпредержащим события, за которыми видится рука заезжих гипнотизеров, которые сбивают с пути истинного настоящих партриотов нашей страны, лучшей представителей народа – поэтов, писателей, артистов, ученых, весь этот креативный класс. Да и квартирный вопрос по-прежнему портит людей. А Аннушка уже не так безобидна, она теперь имеет свою фабрику троллей, чтобы лить масло под ноги тем, кто может и должен подскользнуться. Но это уже не про роман Михаила Булгакова, а про нашу жизнь, которая безумней порою любых литературных вымыслов.

Август 2019