Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

11 августа 2019 г. 07:48

572

3.5 Простенько и со вкусом

– Плыви, а то утонешь, так?
– Именно так.


Киберпанк сильно не мой жанр, но во-первых, это уже четвертая книга Бачигалупи, а когда автор не разочаровал предыдущими тремя, к следующей отношение заранее благожелательное. Во-вторых, обычно он не пишет киберпанка в чистом виде, чаще с чертами биопанка и историко-географического и социального романа, детектива со сложной интригой и непредсказуемыми сюжетными поворотами. И этот автор меняется, за ним интересно следить в динамике.

С дебютной "Заводной" создатель удивительно сложного, продуманного в мельчайших подробностях мира, где всякий элемент до микронной точности подогнан ко всем остальным, но действию в целом не хватает плавной динамики: рывком проскочив через несколько ярких сцен, оно надолго зависает на подробностях истории и религии региона.

В "Затонувших городах", написанных тремя годами позже, мейнстримовая составляющая выше, действие нигде не провисает, не тормозится, хотя изысканной избыточностью "Заводной" пришлось пожертвовать. "Водяной нож" - это уже крепкий социально-политический детектив, динамики хоть отбавляй, интрига закручена необычайно, за сюжетом только успевай следить, а необходимые историко-экономические сведения присутствуют точечными вкраплениями, идеально работая на восприятие.

С "Разрушителем кораблей" , признаю, сильно промахнулась. Во-первых, умудрилась забыть "Затонувшие города", которые, оказывается, идут вторым нумером тинлитной трилогии, первая книга которой как раз "Разрушитель..." Случись вспомнить об этом и перечитать хотя бы собственный отзыв, удовольствия от этой книги получила бы больше, потому что как минимум один сквозной персонаж присутствует в обеих. А такие вещи придают чтению дополнительного шарма, как на чужбине земляка встретить. но раз не запомнилась - делаю вывод, что книга просто оказалась не моей.

С "Разрушителем..." эффект удваивается. Классический киберпанк с его мусорной эстетикой: грязь, ржавчина, мазут, пьянь, рвань, наркомань. Убожество существования разбавлено техногенными деталями, вроде светодиодной краски, которую разрушители кораблей наносят на лицо. При передвижении, часто ползком, в извилистых переходах старых кораблей, с которых несчастные изгои обдирают все, годное на сдачу в металлолом, свет от нее единственный источник видимости. Хотя кожа под краской страшно зудит и пот заливает глаза - а не сотрешь.

Мальчик по имени Гвоздарь (не имя, конечно, кличка, но именами тут почти не пользуются), в команде легких грузов. Пока еще он достаточно тощий и юркий, чтобы пробираться по узким переходам. Через пару лет вырастет и уже не сможет этим заниматься. Тогда, если наберет достаточно мышечной массы - на тяжелые грузы. Если нет, а с чего ему набрать, когда живет впроголодь? Если нет, подыхай с голоду. Есть папаша, но такой, что лучше бы никакого, наркоман, алкоголик, драчун и к сыну относится с уровнем отеческой заботы, какой мог бы демонстрировать таракан. И вот, этот мальчишка, чудом избежавший смерти во время очередного похода в нутро корабля, первым находит после шторма разбившийся чудо-лайнер.

В этом мире будущего не только грязь и убожество для одних, но и вполне ощутимые жизненные блага для других, находящихся на вершине пирамиды потребления. А в лайнере, среди кучи трупов, одна увешанная драгоценностями как новогодняя елка, красивая девочка. Чудом живая. Принцесса. И вот теперь-то все начнется (как по мне, унылое и предсказуемое, но кому-то, мож, понравится). В общем, не шедевр. Но, как уже сказала в начале, Бачигалупи динамично развивающийся автор, вторая книга трилогии ведь понравилась мне больше, хотя и досталась вырванной из контекста.

Теперь уж непременно третью из этого цикла, "Орудие войны", осилю, тогда и стану делать выводы.