Больше рецензий

7 августа 2019 г. 23:04

2K

4 История, которая могла произойти - а может быть, и произошла...

Я считаю великим упущением отсутствие специальной литературной премии в жанре «аннотация», поскольку у этой книги было самое заманчивое приглашение к чтению на моей памяти!

Действительно, какая история скрывается за великим шедевром? Что мы знаем о девушке с портрета? А о самом художнике? Яна Вермеера не зря называют Делфтским сфинксом - о его жизни практически ничего не известно.

Честно говоря, я не возлагала на книгу больших надежд. Мне почему-то представлялась сопливая мелодрама, стилизованная под эпоху. Но к чести автора следует признать, что она отлично проработала материал и мастерски вплела скупые сведения о жизни художника в канву сюжета.

Необычная история любви разворачивается в неспокойной атмосфере XVII века, где царят религиозное противостояние лютеран и католиков, жёсткое деление на сословия и чума. Я никогда не задумывалась, как люди жили во время вспышек эпидемии, погубившей треть Европы. Меня тронула история её отца, ослепшего на производстве, но любимым персонажем несомненно стала тёща художника, умная и проницательная Мария Тинс.

Главная изюминка книги в том, что иллюстрациями к ней служат работы самого Вермеера. Картины, которые на лекциях по искусствоведению казались мне слишком обыденными, органично дополнили книгу, уравновесив художественную вольность сюжета с достоверными культурно-историческими деталями. За лаконичной простотой картин Вермеера открывается целая эпоха, стоит только приглядеться. Направляемая Т.Шевалье и её педантичными описаниями любимых предметов художника, я стала внимательнее вглядываться в его картины и теперь без труда узнаю Вермеера среди других малых голландцев - по стульям с львиными головами, по замысловатому узору витражного окна, по красно-синей скатерти, по географический карте на стене и, конечно же, по желтой атласной накидке, отороченной горностаевым мехом, и жемчужному туалету.

kartiny-Yana-Vermeera_22.jpg
Вот первая картина хозяина, которую Грета видит в его мастерской - жена ван Рейвена с жемчужным ожерельем

kartiny-Yana-Vermeera_13.jpg
Ещё один портрет жены ван Рейвена с письмом, к которому по сюжету осмелилась приложить руку Грета, и история со шкатулкой Катарины

kartiny-Yana-Vermeera_3.jpg
Мой любимый эпизод в книге: где Грета подтрунивает над Таннеке, что на её портрет в образе молочницы каждый день любуется один из самых богатых людей Делфта

kartiny-Yana-Vermeera_21.jpg
Та самая скандальная картина со служанкой в красном платье

kartiny-Yana-Vermeera_7.jpg
Дочь булочника и история о том, откуда взялся воротник

kartiny-Yana-Vermeera_33.jpg
Ван Рейвен, не умеющий играть на лютне, со своей сестрой и дочерью

kartiny-Yana-Vermeera_28.jpg
«Вид Дельфта» - картина висящая в ратуше, которую Грета с отцом рассматривали задолго до всех описываемых событий.

Что мне не понравилось, так это язык повествования, как будто автор пыталась придумать что-то оригинальное, но не получилось. Нагромождение несусветных метафор - от «чувствовать себя яблоней, с которой падает драгоценное яблоко», и «заплетенного паутиной голоса» до «глаз цвета внутренней стенки устричной раковины»... Возможно, мне достался не лучший перевод, но пока желания перечитывать книгу в оригинале нет. Хотя экранизацию со Скарлетт Йоханссон и Колином Фертом думаю посмотреть)

P. S. И раз уж зашла тема про шедевр Вермеера, то хотела бы ещё посмотреть документальный фильм с Т.Шевалье.

Крестики-нолики - Тур 6

Комментарии


Большое спасибо за прекрасную подборку репродукций. Было приятно освежить в памяти творчество Вермеера.