Больше рецензий

7 августа 2019 г. 03:47

572

5

Как часто мы обвиняем во всех бедах судьбу, не задумываясь, что все в мире закономерно. Ничего не падает с неба, все проистекает из наших выборов, просто мы не хотим брать ответственности за эти выборы. Может поэтому люди читают гороскопы, выискивая совпадения со своей жизнью: «О, тут написано, что лучше сегодня не заниматься бизнесом, потому что вас будут преследовать несчастья. Не надо было мне сегодня вести дела, эх. Ну ничего не поделаешь, судьба». И такой фатализм встречается повсеместно.

Вот и Ян, некогда нейрохирург, а теперь концлагерный заключенный в Польше 1943-го во всем винил судьбу. И он бы так и умер в концлагере от голода или попав в утиль, если бы один молодой офицер не взял его к себе фотографом.
И думаете он почувствовал благодарность? Нет, он говорил какая же система плохая, как ему плохо жилось, СС – зло, а все люди, работающие в этой организации безжалостные ублюдки. Вы думаете он сказал это Францу (офицеру СС) в лицо, отвергнув свой единственный шанс на спасение из-за своих принципов, убеждений, и принял смерть? Ну конечно! Ян схватился за возможность выжить, засунув все свои принципы о гуманизме, справедливости, всеобщей доброте друг к другу куда подальше. Но работу выполнял с явной неохотой, не забывая высказывать Эмилю «правду-матку» обо всей этой ситуации.

Кто такой Эмиль? Такой же концлагерный заключенный, которого спасли от смерти. Тоже в прошлом врач, тоже потерявший всю семью. И, наверное, если бы не Эмиль, грязь Яна была не так заметна. Если Ян отрицает свою вину, то Эмиль ее осознает, проживает каким же он идиотом был, что позволил всей своей семье погибнуть, если у Яна отсутствует благодарность (Ну конечно, все же обязаны так поступать, освобождать заключенных, давать им шанс при Гитлеровской власти), то Эмиль благодарен человеку, подарившему ему шанс на новую жизнь. Ян не видит людей, он видит набор стереотипов о них, а Эмиль понимает, что в такие времена значение имеет лишь человеческая суть.

Кстати, о нерушимых принципах Яна, которые не позволяют ему примириться с ужасной действительностью. Был такой эпизод с кормежкой перед готовящимся мероприятием. Там Ян и Эмиль должны были снимать гостей. Еду раздавали так: сначала едят танцовщицы, потом еду получают Ян и Эмиль, ну и оставшееся отдается грузчикам. Когда еда попала к Яну и Эмилю, Ян начал есть словно в последний раз, словно ее вот-вот у него забрать должны. А потом закатил истерику по поводу несправедливости мира, начал орать и перевернул тазик с едой. На замечание Эмиля о том, что тот оставил без еды грузчиков, Ян ответил, что не знал. На что получил закономерное: «а своя голова на что!? Ты же видел, как кормят, должен был догадаться». Данная сцена очень показательна: легко кричать о гуманизме, доброте, справедливости, но трудно быть таким, потому что делает тебя гуманным, добрым и справедливым не один благородный поступок, а привычка поступать так, а не иначе. Бес кроется в деталях. Ян не хочет вглядываться в ситуации и видеть, что это как раз он поступает нехорошо, и все беды случаются с ним не просто так.

Этот роман учит нас, что ад, который с нами происходит, - наше творение, каждому воздается по заслугам. Карает нас не бог, не карма, не судьба, а мы своей глупостью и нежеланием брать ответственность за то, что происходит в нашей жизни.