Больше рецензий

6 августа 2019 г. 18:58

2K

5

Чуть издалека.
Виктора Гюго я проходила в школе. Информация о нем была типично-советской: великий французский писатель, обличал-показывал-вскрывал ну и всё в таком духе. В мои 15-16 лет запомнился как довольно тяжеловесно пишущий прозаик; на уроке "перевод худ. лит." мучилась с "Козеттой" и отрывками из "Собора". Единственное, что было читать (на русском) полегче - "Человек, который смеется". Поэт? Не, не слышала. Был всего лишь выученный на уроке отрывок (или не отрывок? кто его знает!) "Ô souvenirs ! printemps ! aurore !" - что я про это стихотворение знала тогда? Вроде, кому-то посвящено; кажется, дочери, которая то ли умерла, то ли уехала куда... а, может, и не дочери... Вот и вся информация.
Когда я стала на-амного взрослее, очаровалась Андре Моруа. Читала, но его опусы об исторических личностях, особенно огроменную биографию Гюго и в руки не брала.
Ну а теперь вот сошлось. Прекрасный Моруа о Гюго.
Мне импонирует стиль написания этой биографии. Здесь Гюго показан просто как человек. Анализ творчества - минимально; даже не "анализ", но нечто гораздо лучше: мне намного важнее для понимания, как, когда и почему создано то или иное произведение (и не только литературное) - именно это помогает понять суть. Я с удивлением узнала, что Гюго - прежде всего был поэт (ну да, стихи явно не для школьной программы). Искала и нашла о том стихотворении, что помнила со школы - да, трагическая гибель дочери, уже взрослой, но... Теперь хочется познакомиться с творчеством Гюго заново: и с поэтическим творчеством, и с прозой.
Гюго чисто по-человечески в этой биографии предстает неоднозначным, многогранным. Но, читая, я понимала - как ни крути, а гений, титан, в процессе чтения до мурашек ощущала величие этого человека. И неоднозначности. Как он обходился с женщинами и с семьей - вроде бы ужас-ужас, но... Но он был ими всеми любим, и любим искренне, любим много-много лет - значит, было нечто, компенсирующее все эти недостатки, что-то человеческое; не думаю, что можно так быть преданным только таланту. Очень неоднозначный человек Виктор Гюго.
С удивлением узнала, что "Собор Парижской богоматери" написан так быстро, да еще написан достаточно молодым человеком! Вот бы не сказала - по ощущениям, писал человек весьма зрелый, так скажем.
То, что автор (Моруа) уделил много внимания как истории семьи, предков Гюго, так и историям его окружения, на мой взгляд является не недостатком, а достоинством этой биографии. Потому что окружение человека играет в его жизни важную роль, потому что через то, какие люди и почему находятся рядом можно многое сказать о самом человеке. А от предков идёт многое в характере, многое можно объяснить. К тому же при чтении хорошо, когда можно представлять людей, а не картонные схемы. "Картинка" становится объемной и живой.
Моруа также описал прекрасные женские образы. Те женщины, что сопровождали Виктора Гюго по всей жизни - они чудесны, они личности, и личности сильные. И талантливые, насколько могу судить.
Отдельно сказать об отрывках писем, которые приводит Моруа. Неужели и вправду так красиво писали люди друг другу?! И дело вовсе не в том, что вот тогда писали на бумаге, а сейчас... По-моему, просто утеряно искусство красиво выражать свои мысли, в том числе и в письмах. Пускай сам Гюго - поэт, писатель, но письма, написанные другими людьми, отрывки из которых приведены в биографии, также хороши чрезвычайно.
Кстати, эта биография мне показалась очень кинематографичной, мог бы получится хороший сериал (мне в последнее время то ли везет на подобные книги, то ли мозги повернуты на возможность экранизаций...)
Суммируя впечатления - книга замечательная.

Прочитано в ходе игры "Кот в мешке"