Больше рецензий

6 августа 2019 г. 08:12

1K

4 ... И снова Кингсбридж и его собор...

картинка missis-capitanova


Кен Фоллетт остается верен себе. За какой бы сюжет он не взялся. Это не то чтобы плохо, но когда читаешь практически подряд две его книги, которые по идее должны отличаться от друга и эпохой, и сюжетом, и проблематикой, и находишь кричащие совпадения, появляется чувство легкого пресыщения. Вроде как читать и интересно, вроде как и автор пишет хорошо - все 928 страниц - это сплошное действо. Нет никаких тебе длительных описаний, нет микроскопического препарирования внутреннего мира героев, их мыслей, чувств и желаний. Вся книга - это сплошная динамика, но создается ощущение, что это уже где-то было...

Итак, на чем строятся книги Фоллета? Как и в "Столпах земли", и в "Опасном наследстве" здесь автор дарит читателю один и тот же литературный набор. По героям - здесь есть честные и добрые малые, которым почему-то, несмотря на всю их положительность, катастрофически не везет в жизни. Есть борцы за правду, за равенство и всяческие свободы, деятельность которых в книге напоминает борьбу с ветряными мельницами. Есть отъявленные подлецы и негодяи, которым почему-то фантастически везет - все их темные делишки проходят как по маслу, ответственность для них - это абстрактное понятие, им удается сохранить лицо перед обществом и обелиться от любых обвинений... И вот сталкиваются два таких противоборствующих лагеря и всю книгу выясняют на чьей стороне правда. Разница в книгах только в том, что Кен Фоллетт помещает своих героев в разные социальные и исторические условия... Вот только есть одна беда - они думают и действую как наши современники, а не как люди из XIV века...

Кстати, еще одна особенность его книг - это очень длительные временные рамки повествования. Обязательным ингредиентом его книг также являются такие излюбленные приемчики как добавление сюжету перчинки в виде множественных сексуальных сцен и сцен физического насилия, а еще лучше совмещение и того, и другого. Для Фоллетта это как для кота сметанка! Чем больше в сюжете, тем лучше! Порой он настолько перебарщивает, что становится аж тошно. Сцена, когда за кражу церковной утвари вора приговорили к снятию кожи живьем, отвратительна. Равно как и любимые автором описания смерти животных. Это кочует у него из книги в книгу и, судя по всему, не надоедает автору...

Изначально автор дает нам затравку в виде небольшого приключения, в котором приняли участие четверо маленьких детей. Такие разные по своему положению в обществе, что при иных обстоятельствах они вряд ли оказались бы в одной компании. Но у детей нет тех социальных предрассудков, что есть у взрослых, поэтому маленькая нищая воровка, два сына разорившегося рыцаря и дочь самого богатого в городе фабриканта вместе сбежали в церковной службы в лес. Это приключения связало их тайной на всю жизнь (чем-то похоже на завязку "Опасного наследства"). И как и в этой книге тайна продолжала оставаться бомбой замедленного действия вплоть до самого финала. Порой мне казалось, что автор вообще забыл об этой завязке - так далеко он уходил от нее в сюжете...

Я думала, что раз в завязке поучаствовали четверо, то они в равной мере станут ключевыми фигурами романа. Однако автор почему-то решил иначе и вывел двоих из этого квартета на ведущие роли в книге. Мерфин и Керис. Изначально я симпатизировала им обоим. Люди, опережающие свою эпоху и осознающие все ее тщету и пороки. Люди, стремящиеся изменить окружающий мир и наталкивающиеся на прочную стену непонимания. Но со временем я, честно говоря, устала от них. Эта вечная "Санта-Барбара" с тем, что она хочет быть с ним, но постоянно на горизонте маячит какое-то "но" и между "но" и своими чувствами к парню она выбирает это "но". Какие-то надуманные обстоятельства, постоянная внутренняя борьба между долгом (надуманным), собственными предрассудками и желаниями... Она то отталкивает этого Мерфина, то снова притягивает. То избавляется от беременности, то чуть ли не сама к нему в постель прыгает... Апофеозом всего стало то, что, став монахиней, Керис, отказываясь снять обет и выйти замуж за Мерфина, сотню раз упоминала о своем долге перед городом и монастырем. Но ни долг, ни сан не мешали ей бросаться в его объятия и зажиматься по углам... Какая-то такая однобокая религиозность...

Мерфин со временем своими страданиями по Керис тоже начал надоедать. Так люблю, так люблю, что периодически буду искать утешения в других женщинах. На одной даже женюсь и заведу ребенка. С другой - только заведу ребенка. А потом мы все будет дружить семьями! Какая прелесть! Я откровенно так и не смогла понять, зачем он после всего того, что ему пришлось пережить, вернулся в Кингсбридж. Но здесь видимо, как и у Керис, идея-фикс затуманила мозг - хочу построить в Кингсбридже самое высокое здание в Англии, чтоб его видно было издалека и хоть трава после этого не расти! Отдельный бонус к моему раздражению этим персонажем - его отношения с повзрослевшей дочерью. Я не верю, что в XIV веке отцы так реагировали на загулы своих дочерей! Тем более, отцы, принадлежащие к городской знати! Отец - первый в городе человек по статуту и богатству, а дочь по две недели ошивается в компании вора и оборванца! А он еще радуется и слезку пускает, когда эта заблудшая овца возвращается домой и хлопает дверью своей комнаты!

Если Вы думаете, что на этом персонажи, вызывающие раздражение, закончились, то нет! Вы заблуждаетесь! Гвенда. Маленькая нищенка, которую в детстве отец заставлял воровать и со временем даже продал как скотину. Гвенда поклялась себе, что никогда не будет жить так, как живут ее родители, и ни в коем случае не повторит женскую судьбу своей матери. Но зарок так и остался зароком! Чувства Гвенды к Вулфрику вызывают снисходительную жалость. В моем понимании никакая женщина не должна вести себя так, чтоб завоевывать и вымаливать любовь мужчины, чтоб всеми своими поступками доказать тому, кто не хочет чтоб ему что-то доказывали, что она лучше соперницы! Я не понимаю, как она с ним жила, ведь абсолютно ясно было то, что он сошелся с ней не от большой любви, а от того, что его бывшая невеста вышла замуж за другого! Просто от отчаяния приткнулся с теплому бочку этой страдалицы, да так и остался насовсем... Откровенно говоря, было мерзко от той сцены, когда Вулфрик, а не муж Аннет, вступался за ее честь, ездил разбираться с графом, отпихивал жену, пытавшуюся его удержать. Я просто в толк не могу понять, как после этого можно остаться с человеком! Тебе дали понять, что ты - никто и твое мнение - ничто по сравнению с поруганной честью бывшей невесты, а ты плачешь и бросаешься ему в ноги...

Я откровенно не понимала, за что Гвенда так в него влюбилась. От туповат, до него все доходит как до жирафа. Может он и прекрасный работник (в физическом смысле - вроде хорошего и сильного быка), но реализовать с ним тот жизненный план, который был у Гвенды, никогда не получится! Он всю жизнь будет ныть, работать на кого-то и не использует ни один подвернувшийся шанс в силу своего скудоумия! Гвенда тоже, конечно, не семи пядей во лбу.... Нужно быть полной тупицей, решив, что Ральф Фитцджеральд сдержит своей слово! Переспи со мной и я верну твоему мужу землю! Честно, и грустно, и смешно наблюдать, что кто-то может еще на такое вестись...

Кстати, о Ральфе. Этот образ тоже не новый у Кена Фоллета. Вообще, у меня всегда есть отъявленные злодеи интеллектуального плана и физического. Ральф - представитель именно последних. Одна извилина компенсируется дурью и горой мышц. Этот персонаж - чистое перерождение Уильяма Хамлея из "Столпов земли"! Один в один! Я не понимаю, как после всего, что он творил, его родители и брат могут с ним поддерживать связь! А родители - еще и гордиться! Он же не курицу в базарный день воровал! Это преступник, каких еще поискать нужно! Меня удивило только то в этом персонаже, что Гвенда попросили для сына помилования и он пошел ей навстречу. Я не верю в это. Ральф глуп и этот ее поступок воспринял бы исключительно как лживую уловку спасти сына. Вряд ли он встал бы с постели, пошел бы в тюрьму, встал бы всматриваться в черты лица парня... Ненависть к Вулфрику затуманила бы все и именно ею он бы руководствовался при принятии решения!

Что меня в этой книге поражало до глубины души, так это отношения внутри семей. В семье Гвенды, в семье Ральфа и Мерфина и даже в благополучной семье Керис! Там родители продают детей, там прощают сыну убийства и изнасилования, там сестра бездействует, когда ее муж хочет приговорить к смерти ее сестру за лживые обвинения в колдовстве, там тетка с сыном плетут интриги против брата и его дочери, в доме которых она живет, со стола которого она ест! Мне хотелось их всех встряхнуть и дать хорошую затрещину! Да какие это родственники!? С такими родными и врагов не надо! И тем не менее, зная теткино гнилое нутро, никто ничего ей не говорит и не делает. Насильника и убийцу прощают и льстятся к нему. С матерью, которая была в курсе, что отец продал дочь разбойникам в сексуальное рабство, встречаются и общаются... Тихий мрак просто!

Еще один момент, в книге, который меня поразил, - это кое что из поведения церковников. Для меня Годвин, Филемон, Мёрдоу и вся их братия - это воплощение всего того, за что я терпеть не могу служителей веры! Какая у них удобная религия! Убить, украсть, оболгать кого-то, чревоугодничать, бросать в беде кого либо - это грех, но если это сделать во имя Бога, то ничего страшного... В этом случае Бог все поймет, простит и примет эту жертву! Такие как Годвин и Филемон - это иллюстрация того, что если у тебя есть в душе вера во что либо, исповедуй ее дома, в одиночестве, а не тащись в церковь, где такие как они обведут тебя во круг пальца и разденут до нитки!

Отдельная претензия у меня есть еще и к стилю написания этой книги. Я понимаю, что автор очень не хотел повторяться, называя своих героев на протяжении 928 страниц одними и теми же самыми именами, но то, как он их называл, меня несколько смутило. Что за имена Мостник, Суконщица, Негоциантка? Да еще и с большой буквы... А то, что Эдмунд умер сто лет назад, а Керис в книге до сих пор автор величает "дочь Эдмунда", так словно она не главная героиня, у которой есть имя, а второстепенный персонаж, не пойми кто и чтобы прояснить читателю эту темную личность, нужно пояснить, что это же дочь того самого Эдмунда...

В общем, к концу книги я несколько подустала. Вроде и динамика есть, вроде и читать интересно, но возможно не стоило автору так сильно увлекаться - не всегда большой объем идет на пользу книге. Финал тоже слегка расстроил - мне хотелось большей кары для Филемона и Годвина, непримиримой вражды до конца между Аннет и Гвендой, не тихой смерти в лесной хижине для Ральфа и Аллана, а привселюдного наказания и разоблачения... Я знаю, на какую жестокость способен Кен Фоллет по отношению к своим героям, поэтому такое мягкое обхождение меня разочаровало... В целом - неплохо, читать можно. Причем, даже без какой либо привязки к первой книге. Только Кингсбридж и его собор кочуют из книги в книгу, а все остальное - мимолетно...

Книга прочитана в рамках 3-го тура игры "KillWish"