Больше рецензий

kurisutaina

Эксперт

Нет плохого - есть то, что не нравится тебе)

6 августа 2019 г. 04:51

2K

4.5 Выбор, или Человек и его внутренняя борьба.

Никто из нас не совершенен, но среди нас не существует никого, совершенно лишенного достоинств.

До прочтения этого романа я уже была немного знакома с творчеством Фаулза, лет 6 назад читала другой его роман, в эдаком викторианской стиле - "Любовница французского лейтенанта". Роман в общем понравился, но не вызвал каких-то особых эмоций. А вот "Коллекционер" - совсем другое дело. Эмоций куча и мне очень сложно вычленить из них что-то адекватное)
Я немного удивлена, что роман настолько мне понравился, потому что психологические триллеры я не так чтобы люблю, хотя в последнее время меня на них тянет. Но, видимо не зря произведения Фаулза считают классикой (с которой у меня, кстати, тоже крайне напряженные отношения)), а первый же опубликованный роман сразу же наделал много шума и стал популярным.

Центральной темой романа для меня стал выбор человека между добром и злом, его преодоление в себе зла или напротив, чего-то доброго и светлого. А главным местом действия - ограниченное пространство подвала в уединенном сельском доме в графстве Суссекс, в часе езды от Лондона.

Повествование ведется в форме двух дневников, от лица двух главных персонажей.
Первая часть романа и его окончание - от лица Фредерика Клегга - крайне недалекого и «серого» человека, с очень ограниченным внутренним миром, который до основных событий романа был служащим в налоговом отделе в Ратуше, и единственным увлечением которого было - коллекционирование бабочек.
Вторая часть романа - от лица Миранды Грей, студентки художественного училища Слейда в Лондоне, девушки, в противоположность Клеггу, - "яркой", оптимистичной и очень живой. Ставшей очередным "уловом" Фредерика, его, якобы, любовью. Но если это и была любовь, то очень извращенная, нездоровая.

Что характерно, наше мнение о героях романа составляется исключительно через призму их записей, в романе нет описаний или характеристик с точки зрения автора, только дневниковые записи персонажей. На мой взгляд достаточно интересный прием, как бы позволяющий нам "понять и прочувствовать" героев самим, без постороннего участия.
А "прочувствовать" тут можно много чего! Если честно, я до сих пор не могу окончательно решить, как же я отношусь к героям. Да, я несомненно жалею Миранду. С другой стороны, несмотря на, в некоторой степени, неожиданный для меня финал (я до последнего ждала относительного ХЭ, и мне уже крайне жаль Мэриэн), Фредерик тоже вызывает во мне некоторую жалость (хотя постоянное "всякое такое" в его записях меня безумно раздражало)). После прочтения романа в голове постоянно вертится мысль "А что бы было, если бы он вырос в другой обстановке? А если бы не выиграл на скачках? Поступил бы он по-другому?". Возможно тогда бы в нем не было этой одержимости, или она не переросла бы в действия. А возможно ничего бы не изменилось.

На удивление, несмотря на драматические, и даже - трагические, события в книге, читать ее мне было очень легко и увлекательно, эти шесть с половиной часов пробежали как один миг. Насколько сухим и ограниченным был язык записей Фредерика, настолько ярким, полным отсылок к литературным произведениям и художникам, был язык Миранды. Автору прекрасно удалось передать внутренний мир двух, таких непохожих друг на друга, людей. И тот внутренний выбор, который они неосознанно сделали.

Обязательно прочитаю и другие произведения Фаулза, особенно меня заинтересовали его эссе. Хотя с некоторыми его взглядами я не согласна, но ознакомиться с ними будет познавательно.

Книга прочитана по совету Dhimmeluberli в рамках 23 тура игры "Билет в Историю"