Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 августа 2019 г. 17:37

398

5

Писать об образовании в целом — неблагодарное дело. Во-первых, тема настолько широкая и глубокая, что охватить все понятия и категории в одной книге не представляется возможным (да и надо ли?). Во-вторых, практически каждый первый считает себя экспертом в образовании, а потому скепсис со стороны читателей — частое явление. В-третьих, об образовании написано так много, что вызвать неподдельный интерес очень сложно. Тем не менее возможно — у Гэри Томаса получилось.

Автор оказался достаточно хитёр для того, чтобы дать своей книге более длинное название. Сначала в заглавии звучит слово «образование» (и на ум тотчас приходит что-то типа: «Хм… Как широко! Странно...»), а потом как бы шкодливо прибавляется успокаивающая фраза «очень краткое введение».

Несмотря на всамделишное неглубокое погружение в историю образования, автору действительно удалось поднять на поверхность самые животрепещущие темы. Кстати, возможно, именно в этом умении проявляется истинный талант писателя — Г. Томас рассказывает о проблемах образования сквозь призму истории, в том числе традиций, укладов и нравов, что исключает скуку и безразличие.

Большое уважение вызывает широта взглядов автора. Рассказывая о какой-либо теме, он как будто невзначай повествует и о других фактах, там самым неукоснительно расширяя картину миру читателя. Подозреваю, в древности Томас легко мог сойти за учёного-энциклопедиста. Признаться, давно мне не доводилось читать таких искусных книг про образование: с одной стороны, книга научная; с другой — доступная для понимания, интересная, современная.

Что ещё важно отметить?

Книга «Образование. Очень краткое введение» предназначена для людей с развитым критическим мышлением. Дело в том, что практически ни на один вопрос автор не даёт однозначного ответа.

Так, Г. Томас пишет о возможностях тестологии / квалиметрии и вместе с тем порицает ситуацию, в которой сегодня оказались учащиеся и педагоги, ориентированные в большинстве своём исключительно на результаты оценочных процедур.

Если финансирование вашей школы или продление вашего трудового договора в должности учителя зависит от результатов тестов, то вы должны обладать чертовски сильной волей, чтобы, вместо того чтобы поддаться искушению «готовить к тестам», заниматься преподавательской деятельностью, которая не подразумевает однозначных результатов, легко поддающихся измерению в соответствии со «стандартами».


Ещё пример: автор показывает современные преимущества школы, её широчайшие возможности и одновременно демонстрирует ущербность современного образования, его недостатки, выдвигая на первый план описание альтернативных школ, семейного / домашнего обучения.

Если бы путешествующие во времени антропологи с Марса телепортировались из школы 1900 г. в школу 2000 г., они бы попали в ровно такое же учебное заведение. Те же классные комнаты, учителя ведут занятия, стоя перед классом, те же парты, школьное расписание. Впрочем, наши марсианские друзья всё же отметили бы в своих блокнотиках кое-какие серьёзные изменения в школе 2000 г.: классы меньше по размеру, а состав учеников разнообразнее; стиль преподавания менее дидактический; меньше регламентации.


Размышляя, чему учить детей в школах, Томас Гэри ратует за фундаментальное образование, однако серьёзно критикует изучение мёртвых языков в школе (и откуда пришла мода на латынь?).

И т. п.

Как видим, с автором трудно спорить. Он сам прекрасно справляется с этой задачей. Нам остаётся лишь следить за его стройным (правда, иногда чуть поспешным) повествованием.