Больше рецензий

2 августа 2019 г. 14:12

2K

0 ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ !

Саул среди пророков?!

И все народы признают Всевышнего
и войдут в дом Иакова и назовутся его именем


Книга Юлии Латыниной (Ю.Л.), о которой пойдет речь, называется «Иисус. Историческое расследование». По гречески слово «история» можно перевести как «расследование». Мы помним замечательные примеры такой тавтологии – народная республика, народно-демократическая республика, где «демократическая» с греческого - «народная», а «республика» по латыни «народная».
Вызывает восхищение, с какой смелостью Ю.Л. взялась за библеистику. Ведь корпус библейской литературы – Ветхого и Нового Завета, апокрифы, Талмуд и т.д. и т.п. можно изучать десятилетия. Дополнительной сложностью является то, что эти книги написаны на арамейском, иврите, греческом, латыни. Поэтому возникает сомнение, что автор – прекрасный журналист, ведущая авторских программ, пишущая прекрасные аналитические статьи на экономические и политические темы, с какой-то неведомой чудесной силой в короткое время освоила всю эту информацию и нашла в ней нечто новое, чего прежде не было в библеистике.
Из ссылок, приведенных в книге и самого текста видно, что это прямая компилляция и конспект работ нескольких авторов, в том числе и маргинальных, на английском языке. По нам неведомой причине, выбранных автором в качестве достоверных источников. В книге приведено огромное количество событий из разных эпох и народов – от шумеров до китайцев, от фракийцев-геттов до японцев, от сёгунов и сатрапов до Николая Бухарина, от книги Еноха, Евангелия от Матфея и т.д. до истории ВКПб. Читатель должен поразиться обширным знаниям автора и поверить ему без честного слова.
Мне кажется, это очень похоже на манипуляцию сознанием. Если внимательно разобраться в пестроте приведенной информации, то в глаза бросаются не только наивные, но порой и безграмотные аналогии, например, между персидским сатрапом и средневековыми феодалами - графами и герцогами. Логичнее тогда уж было сравнить сатрапа с путинскими губернаторами.
Так как автор не пользуется оригинальными и уникальными текстами, то подбор источников, используемых в книге, тенденциозен. Например, Евсевий Кесарийский, первый историк церкви, человек, сформулировавший на Первом Вселенском соборе символы веры, был арианец. Что несомненно является важным фактором дальнейшего развития христианского учения. Но автор этот факт «опускает». Зато уделяет огромное внимание переписыванию книги Еноха, которая ничего не разъясняет и не проясняет читателю, а служит беспочвенным доказательством того, что антиримские и мессианские настроения в Иудее опирались на чистую мистику.
Автор забыла упомянуть, а скорее всего не знает, что причина антиримских настроений была не только идеологического и религиозного характера, но и экономического. Не случайно именно из Галлилеи вышли непримиримые борцы с римским владычеством. Для Рима земля была товаром, который свободно покупался и продавался. Для еврейской традиции землей можно было пользоваться только на правах аренды и то не больше 49 лет, так как 50-й год – юбилейный. Галлилея была житницей древнего Израиля, именно там земля имела особую ценность. Поэтому обезземеливание еврейского населения и мобилизовало тысячи, если не десятки тысяч непримиримых борцов и именно оттуда пришел Иисус – из галлилейского Назарета. И вся его жизнь прошла в Галлилее, где он стал знаменитым праповедником. И имя его было «Иисус из Назарета», а не назарей, как путает автор.
Ю.Л. пишет о «двойственности» происхождения иудаизма, повторяя разгоряченный бред критической школы Библии, возникшей в Германии в 19 веке, не знающих не арамейского, ни иврита. Ничем не оправданная теория про элохистов и яхвистов, чему уделены десятки страниц. Непонятно, как они связаны с историей Иисуса.
«В ответ на вопрос Моисея, о его имени, Бог ответил: «Я ЕСЬМЬ, КТО Я ЕСЬМЬ!» - древнееврейская фраза, первые буквы которой образуют аккроним «Яхве». Все слова в этой фразе начинаются на букву «алеф» и читаться должно, как «ААА», а не «Яхве». Ко всему, где-то у такого же знатока она нашла, что Тетраграммон Яхве – аббревиатура и долго описывает борьбу элохистов с яхвистами, что является выдумкой немецкой критической школы 19-го века. Борец с элохистами Илья был Илияху – элохим и яхве, что означает «бог яхве».
Автор назначает брата Моисея пророком, а Моисея – колдуном и сыном Бога!!! В какой бредовой сказке она это нашла? Самсон почему-то становится Богом Солнца, только потому что его имя созвучно со словом «солнце». Так ведь и служка в синагоге называется «шамеш» - созвучно «солнцу». Если бы автор прочла религиозные еврейские сказки «Агадот», то нашла не менее интересные подробности, например о том, что Моисей был ростом 4 метра и пр. Нафталиновая солярная теория 19 века о Боге Солнца, тысячу раз опровергнутая, как абсолютно не подтвержденная. Евреи никогда не были солнцепоклонниками.
Ю.Л. не удержалась от того, чтобы назвать «чудом» то, что Иисус Навин остановил солнце над полем боя. Как можно было откровенную поэтическую метафору, описывающую быстротечность победы, не моргнув глазом выдать за описание реального события?!
В псевдонаучном запале Ю.Л. стала толковать Талмуд (стр.98-102). Не знающая ни иврита, ни арамейского, не прочитавшая ни одного из 55 томов Талмуда, и, как мне кажется, даже переведенного сто лет тому назад первого трактата «Поучения отцов», автор с наглостью невежды смело вторгается на поле талмудических текстов и дает оценки рассуждениям и споров между мудрецами. Сам Талмуд только описывает споры мудрецов и не дает без оценки того, кто из них прав или нет. Кстати, чтобы понять уровень тамлмудических споров, нужно вспомнить, что рабби Акива объяснял своим ученикам, что такое свобода воли, для иллюстрации используя релятивистский взгляд на мироздание. У него есть и наблюдатель в разных системах координат, и относительность времени.
Но, какой же главный тезис выдвигает автор? Ю.Л. утверждает, что Иисус был известным и знаменитым проповедником, он был главой экстремистской партии, иудей, который не проповедовал религию мира. На самом деле ни в одном из Евангелиев, ни в христианских книгах нет указания о том, что христианство – религия мира. Иисус возглавил борьбу с римскими оккупантами, «Не мир, но меч принес я». Это была бескомпромиссная борьба с римской оккупацией и теми евреями, кто был готов поддерживать или соглашаться по тем или иным причинам с владычеством Рима. И казнен был Иисус как царь Иудейский, то есть восставший против владычества Рима. Эта бескомпромиссная борьба против Рима продолжалась более 100 лет, начавшись еще до рождения Иисуса, и закончившись не только разрушением Второго Храма, разрушением всего Иерусалима, выселением евреев из своей страны после поражения восстания Баркохбы при императоре Андриане, но и переименованием города в Элиа Капиталина, а Иудеи и Израиля в Палестину.
Как Иудейская война так и восстание Баркохбы сопровождалось геноцидом еврейского народа. Ю.Л. подчеркивает толерантность римской власти. Но это выдумка, римская власть была беспредельно жестокой, беспощадно эксплуатирующей покоронные народы, с культом смерти, необузданными животными страстями и бесконечным рабством. Иудаизм бескопромиссно осуждает рабство и на практике у иудеев не было рабства в римском представлении. Это был антипод Рима - страна свободных людей. Кому нужен был раб, которого нужно кормить-поить, с достойным содержанием семьи, соблюдением субботнего отдыха, а на седьмой год дать вольную и имущество, чтобы тот больше не попал в рабство?
Нравится или нет, но именно апостол Павел взял универсалистское учение иудаизма, возможно даже в изложении Иисуса, в котором есть нравственность и любовь. Именно эти две категории отсутствуют в языческих культах. Это учение о справедливости и любви к человеку, взятое в иудаизме и осознанно редуцированное для всеобщего пользования, превратилось в мировую религию - христианство. Редуцирование выразилось в отмене соблюдения субботы, кашрута и обрезания. Один из крупнейших специалистов в библеистике Пинхас Полонский, автор книги «Христианство и иудаизм. 2000 лет вместе» справедливо отмечал: «Христианство совпадает с иудаизмом на 90%».
Все, что нам известно из Евангелия и христианской литературы не требовало многостраничных попыток что-то доказать. Стоило ли писать 500 страниц, чтобы доказать то, что по сути не требует доказательств? И, к сожалению, все что автор взялась доказать, доказано не было и не могло быть.
Иисус был зелотом – не доказано.
Иисус был главой секты зелотов 4-й партии – не доказано.
Иисус был известным проповедником – не доказано, нет достаточных аргументов.
Но что совершенно недопустимо – сравнивать Иисуса, секариев и зелотов с шахидами, а их последователей – с ИГИЛом. Иисус не ставил задачи распространения иудаизма на всю Ойкумену. Он «пришел спасать сынов Израилевых». И это утверждение самого христианства. Автору нужно самой внимательнее прочесть Евангелие, где это подробно описано, а не конспектировать чужие измышления. До Евангелий в книге она доходит только в 8-й главе, уделяя им очень мало внимания.
Случайным компилляциям автора, критике методологии, описыванию неточностей, манере изложения, подходящей ближе к фельетону, а не научному исследованию, можно было бы посвятить десятки страниц. Вероятно, Ю.Л. подражает своему любимому Вольтеру, который, как мы знаем, смешно и иронично комментировал Макковейские войны. Поспорив сама с собой, автор достигла следующего уровня популярности. Она теперь не только журналист, но библеист-исследователь.
Стоит упомянуть отца Александра Меня: «Только близорукий человек может сказать, что христианство уже состоялось в 13-м ли веке или в 3-м веке. Христианство делает только первые робкие шаги».