Больше рецензий

1 августа 2019 г. 06:26

953

0.5

Похоже, эта страна безнадежна… — грустно сказала Маша.

Истории о попаданцах идеологически нейтральными быть не могут.
Иначе зачем посылать в чужие эпохи своего современника?
Поэтому авторские экивоки в предисловии - дескать, читатель, пойми нас правильно, не мы такие, герои такие – не более чем блеф.
Вы писатели, вы выдумали героев – вы и несёте за них ответственность. И то, что это квест для подростков, налагает ответственность ещё большую: у них знаний мало, мировоззрение не сформировано – вдруг да поверят.
Героев здесь два - тупые подростки Миша и Маша. Заняты они тем, что тупо пытаются вернуться в свой мир из глубины веков.
Для избалованных инфантилов времена без детоцентризма – филиал ада. Даже если они попадут, к примеру, в 1950 год. Что уж говорить о временах, в которых 13-летний мальчик считался взрослым мужиком, а 13-летняяя девочка – взрослой бабой.
Однако авторам этого мало. Надо макнуть Машу и Мишу в грязь.
В буквальном смысле: древние славяне в этой истории не знают бань.
По ходу дела выясняется:
Основатель Москвы Юрий Долгорукий – пьяное и похотливое животное.
Иван Калита – подонок и интриган.
В разгроме Москвы Тохтамышем виноват Дмитрий Донской. Нефиг было собирать в Костроме ополчение.
Иван Грозный – психопат (так и написано). Тупой русский народ искренне считает его царём-батюшкой, кормильцем и защитником.
В 1934 году Москва была переполнена беспризорниками. Власти врали, что жить стало веселее.
В царской России существовало крепостное право.
Интересно, что попасть в крепостные к либеральному европейски образованному барину в контексте книги не так уж плохо. По крайней мере, Мише и Маше понравилось.
А всех, с кем встречаются Миша и Маша, можно поделить на две категории:
• лица, затронутые европейской культурой, ну или на худой конец из Литвы – единственные, кто сохраняет человеческий облик;
• все остальные - сидят в дерьме (без бань), спят на лавках (без кроватей), электричества и тёплого туалета не изобрели (особенно во времена Калиты). Попутно пьют, воруют, берут откаты, врут и умиляются, глядя на психопатов-вождей. Единственный приличный русский – мастер литейного дела Андрей Чохов. Но и он, во-первых, панически боится, что злые новгородцы украдут его секреты, а во-вторых, без эффективного менеджера и пиар-компании полный нуль. В буквальном смысле: слух не пустишь – колокол не зазвонит.
Зачем всё это делается?
Авторы устами героев дают понять: «Нам показывают время, чтоб мы извлекли из него уроки, понимаешь? Чтоб мы учились на чужих ошибках!». Но какие уроки должен извлечь читатель? О рабской варварской России и просвищённой Европе? Вероятно, да, потому что всё, чем можно было бы гордиться, здесь опущено. Мне могут возразить, что история не лубок. Но тогда почему мимо Смуты, бунташного века, петровской эпохи и захвата Москвы войсками Наполеона ребятишки как-то очень аккуратно проскочили?
Если авторы изображаемую ими эпоху презирают и знать не хотят, у них и попаданцы соответствующие: на историю им плевать, на людей тоже. Бывает, что помогают. Но только когда интересы совпадают или когда заставят. Бывает, что восхищаются. Но не настолько, чтобы воспринять происходящее близко к сердцу. Девочка ещё пытается работать. Мальчик же по большей части паразитирует и качает права. При этом мальчик более успешен: спасибо папе, вовремя преподавшему сыну законы бизнеса и доброте русских баб.
То есть все бабы – дуры?
А все мужики – козлы. По крайней мере, почти все в этой реальности. Тот же Миша неоднократно подставляет Машу, да и весь этот квест случается именно из-за него: а нефиг было историю оскорблять. Авторы дают ему шанс перевоспитаться. В результате Машу мальчик начинает уважать больше, а историю – ещё меньше, что, впрочем, при истории в изложении Жвалевской и Пастернака немудрено. Так что хотите, чтобы ваши дети презирали историю родной страны и Москвы в том числе - так и быть, читайте им «Квест». Хотите, чтобы историю уважали, дайте им лучше Кончаловскую «Наша древняя столица». Правда, читать её придётся с комментариями – с момента выхода данной поэмы реалии Москвы менялись.

Комментарии


Так-то это же белорусские авторы, что же им приспичило писать про Москву и Россию? )) Писали бы про свою землю, ныне независимую... )))


Может, боялись, что диктатор Лукашенко настучит им по балдам.))
А Путин - он далеко.


И вот опять - словно с языка сняли. Спасибо вам. Практически все мои претензии к этой истории. И однообразно-чернушная картина прошлого, и "понты" героев, которые пытаются предков поучать, и неуважение к стране. И да, саму поразили странные скачки по времени без всякой логики. Ни Петра, ни Наполеона, ни возвращения звания столицы, ни парада 1941 (или 1945), ни первого спутника, ни встречи Гагарина...

И двойные стандарты для России и Европы. Окей, Грозный - не ангел. Но почему бы тогда не рассказать читателям, что в той самой Англии, еще недавно правил такой Генрих Восьмой. А потом - его старшая дочка Мария Кровавая. Да и Елизавета, к которой Грозный сватался - тоже леди железная. Но нет, кровавости - это только в России, а там - гуманизм.


Логика есть. В рамках концепции "варварская Россия и просвещённая Европа".)) Да и Пётр несмотря на вестернизацию потряс Москву стрелецкими казнями.


О, хорошая книга, надо читать.


Кому и жопа - соловей (


Вы прям как наш незабвенный президент сегодня с дразнилкой про Байдена))))


Наш Президент - не девка красная, чтобы всем нравится. Хотя и девок красных не все любят.


Вот так, с шутками-прибаутками, мы и обсудили "Москвест". Детский фольклор в нас неистребим)))


А что там обсуждать? Я своё мнение о "Москвесте" уже написала.)