Больше рецензий

31 июля 2019 г. 22:18

139

0 Шерше ля фам

Ищите женщину. Вот самое точное описание для антологии "Смертельно опасны". В двадцать одной истории авторы решили поискать Женщину, да не абы какую, а решительную, отважную, смертельно опасную для мужчины, общества, самой себя. Прекрасное объяснение этого поиска дано во вступлении:

"В научной фантастике 1930‑х, 1940‑х и 1950‑х годов женщины, – если они вообще упоминались, – чаще всего выступали лишь в роли прекрасной дочери ученого, которая порой вскрикивала во время батальных сцен, но в остальном не делала почти ничего – только с обожанием висла на руке героя после сражения. Легионы девиц беспомощно падали в обморок, а храбрый герой с волевым подбородком вызволял их из лап всех подряд, от драконов до пучеглазых пришельцев, которые вечно тащили их в свое логово (по надуманным соображениям гастрономического или романтического толка) на обложках научно-фантастического чтива".

В "Смертельно опасны" женщины падать в обморок не собираются. Они учатся жить со сверхспособностями, хитро мстят любовникам и предавшему их обществу, грабят банки для потехи и даже воюют за Железный трон (да-да, от Джорджа Мартина здесь припрятана история исчезновения драконов во время распрей Таргариенов).

Антологии сложно оценивать целиком. Какие-то произведения "заходят", какие-то хочется перелистнуть скорее и никогда не вспоминать. Рейтинг скачет от 12+ к 18+ и обратно, мужской слог меняется на женский. Круговерть миров, имен и характеров. И вот тут для меня закралась проблема - мне не хватает этих пары страниц, чтобы прочувствовать миры. Та же история Мартина, скорее всего, зацепит лишь тех, кто уже знаком со Старками, Ланистерами и Баратеонами.

В подростковом возрасте мне очень нравились антологии научной фантастики. У них не было броских заголовков. Они назывались скучно: "Научная фантастика - 81", "Научная фантастика - 82" и дальше по списку. Но именно в них я нашла сюжеты, которые до сих пор в голове. Например, мир, где талантливых людей заставляют жить вечно и вот один такой гений убивает садовника и живёт его жизнью, лишь бы ему уже дали умереть спокойно. Или девушка, которой предстоит пройти процедуру, делающую всех красивыми, но одинаковыми, а она не хочет быть как все. А мир её не понимает - как можно хотеть быть собой, но с прыщами, лишним весом и жидкими волосами. Ой, как уместна для меня была эта история в пятнадцать лет. Умещалась она притом на двух страницах. Потом я читала схожий сюжет в одной из young adult книг, растянутый на три тома, но сильнее, чем тот двухстраничный рассказ меня "не торкнуло". Эти антологии научной фантастики каждым рассказом подтверждали "Краткость - сестра таланта", а развязки всегда были острыми и неожиданными.

Я ждала этого же ощущения от "Смертельно опасны", но машина моих надежд врезалась в стену под названием "фэнтази". Большинство историй написаны именно в этом жанре и им совсем не идёт быть короткими. Получаются такие Демо-версии миров. Что, куда, зачем - не понятно. Почитать трилогию о таких вселенных было бы интересно, а вот эти пару страниц о них кажутся безвкусными. Истории, приближенные к реалиям, были более захватывающими. Например, крепко врезалась в память зарисовка про семью с потерянным ребёнком. Мать утверждает, что ребёнка похитили, при этом не грустит, а живёт, что называется, в кайф. Вместе с мужем героини нам предлагают поразмышлять - а верим ли мы ей. Концовка неожиданная и, действительно, держит в напряжении до последней точки.

Идея антологии неплоха, но слишком вызывающа в своих обещаниях. Мол, никто вам не показывал раньше "сильных женщин", а мы-то ух. На деле, многие истории все равно о мужчинах. Да и замени главных героинь на героев сюжет от этого не изменится. Так что, продолжаем "шершеляфамить" в других местах.