Больше рецензий

bikeladykoenig

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 июля 2019 г. 12:58

168

4 Каплей моря не наполнишь... *

… а каналы Марса тем более. У меня сложилось мнение, что Марс интересен только для археологов и для добытчиков ресурсов, из которых первые - хорошие, вторые - плохие и беспринципные, уничтожающие всё на своем пути. Исключением стал только Хорхе из рассказа «Залежи», который вернул жемчужину её владельцам. Получается, что Марс в произведениях сборника в основном представляет собой память, которую единицы хотят сохранить, а остальные - разрушить. Из объединяющего многие произведения сборника, также нужно отметить единодушие, с которым авторы пишут о воздушности марсианских городов, высоте их арок, изяществе подвесных мостов, прозрачности куполов над башнями и узких улочках. В вот чудовищ, к моему удивлению, в сборнике немного - самое поразительное из них - ледовая акула из рассказа «Как в приключенческом романе». В этом произведении мне понравилось движение - погоня и отвага главной героини.

Особое внимание памяти красной планеты уделено в рассказе «Начертано в пыли». К началу действия на Марсе остались только пустые города (точнее один город - остальные разрушены землянами), наполненные звуками. К концу рассказа обнаруживается, что эти звуки не простые, а сны, которые приходили к жителям земли - это духовный канал связи, между живыми (настоящим) и мертвыми (прошлым, памятью). Зомби в рассказе нет. Канал связи есть и в рассказе «Гадкий утенок». Здесь можно найти красочные описания прошлого планеты Марс и ритуалов местных жителей. Отдельного упоминания заслуживают резные костяные города, искусно сделанные из останков древних морских обитателей. О сохранении памяти и рассказ «Солнечный камень» - здесь тоже о том, что память материальна (можно посмотреть в Камень и найти поддержку старшего поколения). Понравилась преемственность традиций у Марсиан, уважение к старшим. Понравилось то, что автор, несмотря на различие в языке, питании и образе жизни, смог найти у двух цивилизаций что-то общее.

В сборнике «Калейдоскоп» есть рассказ Эдмунда Гамильтона о том, как появились жукоглазые и четырёхрукие жители Земли. Упоминается, что первоначально такими были марсиане, но потом поток космического излучения был отражен от Марса в сторону нашей планеты и на неё стали появляться диковинные существа. В сборнике «Древний Марс» ничего подобного не происходит, то существа, похожие на крабов с твёрдым панцирем и глазами на подвижных ножках - в книге есть (рассказ «Крушение «Марс Эдвенчер»). А также в книге есть мураивьинообразная цивилизация (рассказ «Ария для Королевы Ночи»). Происходящее здесь чем-то отдалённо напоминает «Звездный десант» Роберта Хайнлайна, только в роли «победителей» в этот раз - насекомоподобные инопланетные жители.

Есть и такие произведения, местом действия которых необязательно может быть Марс. В рассказе «Прочь из Скарлайта» мы видим погоню, которая могла бы происходить, например, на Земле. Горы, краешек пустыни, немного магии - и при этом практически отсутствует что-то, позволяющие идентифицировать происходящее, как на Марсе. Противоположность представляет собой происходящее в «Мечах Зар-Ту-Кана» - здесь есть умные дома, интересные формы домашних животных и хитро модицифированные птицы, мясо которых могут есть веганы («на вкус, как курица»).

Межпланетным путешествиям на ракете авторы предлагают альтернативу - в «Мореходе» автор проваливается в воронку, в мгновение ока оказывается на Марсе. Здесь есть пираты, бороздящие Марсианские моря песка, приключения. Рассказ самую малость напоминает «Рельсы» Чайны Мьевиля - в «Рельсах» нельзя было ступить на пространство вне железнодорожной колеи, так как сразу нападала какая-то мутировавшая живность, в случае «Морехода» нельзя оказываться в песке - т.к. здесь свои хищники. В «Крушении «Марс Эдвенчер» перемещение на планету тоже происходит на корабле - оно составляет основу повествования. Было как-то непривычно представлять себе межпланетную атмосферу и бушующие в ней ветра вместо холодной пустоты вакуума между планетами. На корабле передвигаются и персонажи рассказа «Человек без чести» - только речь сначала о путешествии на морском корабле, а потом уже на инопланетном. Мне кажется, здесь автор не совсем продумал некоторые моменты - например, взятие «Серкерии» на абордаж в открытом космосе. Если снаружи вакуум, а в корабле сильная пробоина, то находящиеся на корабле скорее погибнут от удушья, чем смогут сражаться.

Вариацию путешествия на корабле по марсианским пескам можно найти в рассказе «Свитки со дна Мертвого моря». Здесь просто описывается путешествие из одной точки в другую. Фантастической составляющей является способ размножения жителей планеты Марс - почкование (обозначено как «грексование»). А подобие приключений Индианы Джонса можно найти в рассказе «В гробнице Владык Марса». Здесь есть древний фолиант, археолог, и его защитники в лице Скорпиона и его друга Мерлина (темно-синее существо, напоминающее одновременно льва и собаку, общающюеся телепатически). С учетом малой формы, ловушек и сражений тут гораздо меньше, чем в фильмах про Индиану, но вариация на эту тематику получилась весьма интересной.

Боевую составляющую сборника можно найти в рассказе «Марсианская кровь». Сначала жители Марса сторонились Землян. Потом отступать стало некуда и жители красной планеты начали вооружаться. В рассказе высказывается глубокое сожаление о том, что два народа, имеющих одно происхождение, могут начать воевать друг с другом в любой момент. Война между Землёй и Марсом только подразумевается, но эта угроза показана очень зримо. В рассказе «Затерянный канал» есть что-то от фильма «Армагеддон» - под угрозой - существование Марса, в наличии - бомба невероятно разрушительного действия. Только в отличие от героя известного фильма, герой рассказа остаётся в живых. Планета, разумеется, спасена.

Мне понравилось то, что о каждом авторе составителем дана небольшая справка. Т.е. если творчество автора понравилось, то можно найти и другие его произведения. В современных книгах нечасто встретишь вступительное слово - чаще всего информацию об авторе приходится искать в Интернете, а в этой книге - короткие заметки об авторах можно встретить перед каждым из рассказов сборника. Очень удобно.

--------------------
* «Фольклор Тверской Губернии», Санкт- Петербург: «Наука», 2003; раздел «Пословицы и поговорки», стр. 482