Больше рецензий

higgsbosom

Эксперт

аквадискотека~

31 июля 2019 г. 04:49

886

5 Квест женской индивидуации

Что понравилось:
1. Много слоёв как у Шрека и игра с читательскими ожиданиями. "A study in jealousy", психологический триллер, готический роман, стёб над готическим романом, любовный роман (ну, при наличии фантазии, наверное, не совсем здоровой), разумеется, стёб над формулами любовного романа тоже. И наконец, моё любимое - феминистский роман про женскую индивидуацию, социальная сатира - потому что почему бы и да. Говорят, тут как будто ещё детектив - но что-то тоже какой-то странненький, т.к. в раскрытии преступления никто, в общем-то, не заинтересован - скорее наоборот, в его сокрытии. Антидетектив, во.
2. Люблю байронических героев, чем саркастичнее и ангстовее - тем лучше >:) Morally grey characters тоже люблю, а в Мэндерли других и не завезли.
3. Символизм - все эти кровавые рододендроны, разбитые купидоны, кислые мандаринки, алисы-в-стране-чудес, незабудки, танцующие марионетки.
4. Вот эта цитата:

"...Are you going to marry me?"
I don’t believe, even in my fiercest moments, I had considered this possibility. I had once, when driving with him and we had been silent for many miles, started a rambling story in my head about him being very ill, delirious I think, and sending for me and I having to nurse him. I had reached the point in my story where I was putting eau-de-Cologne on his head when we arrived at the hotel, and so it finished there.

На этом месте я умильно прослезилась, потому что тоже не люблю Джейн Эйр >:)
5. Квест индивидуации безымянной рассказчицы, плотненько замешанный на комплексе Электры - ну красиво же, как она в поисках индивидуации примеряет на себя имя Mrs. de Winter, а оно ей великовато - причём в том же смысле, как был бы великоват, скажем, халат Ребекки. Или когда она так размечталась, что как бы слилась с Ребеккой до такой степени, что выражение её лица напугало Максима. Вообще, Ребекка у рассказчицы в голове, вся такая Тень, в которую рассказчица вымещает всё, что только можно - это же тоже жутко красиво. Кстати, в связке имя-индивидуация интресно, что у Миссис Данверс тоже нет имени - она жила Ребеккой и через Ребекку получала свою индивидуацию. Так же и рассказчица, строящая себя и свою жизнь вокруг мужа, навеки вечные останется Миссис де Уинтер. В конце рассказчица по сути всё та же безымянная служанка/компаньонка, та же потерянная девочка без дома и корней, что и в начале. В лучшем случае, всего лишь удобный аксессуар при муже - муже, который сильно превзошёл её ожидания уже тем, что от него не пахнет (повеяло критикой патриархальной системы, чуешь?) Поэтому кольцевая композиция тут очень хорошо работает. Что до Ребекки - это единственный женский персонаж, которому таки удалось выбить у патриархального мира имя-индивидуацию и избежать судьбы женщины-служанки, но и то - ценой полной потери эмпатии. Ещё имя есть у Беатрис, главные характеристики которой, напомню: "жёсткая", "практичная", "бестактная" - ну такое всё, в традиционно мужском семантическом поле.
6. Пэмберли.. ээ, то есть Мэндерли, конечно - как олицетворение одновременно и красоты статусности и её удушающих рамок. После утраты Мэндерли как источника статуса-имени-индивидуации, конечно, Мистеру и Миссис де Уинтер ничего не остаётся, как радостно стагнировать вместе и жить прошлым - забавно, как рассказчица, только было выстрадавшая выстроившая личность Хозяйки Поместья, оное поместье потеряв, интересуется исключительно вопросами сельского хозяйства. Хэппи-энда в текст не завезли (и это хорошо).
7. Ненадёжные рассказчики - это всегда хорошо, а уж в готическом сеттинге где и так сплошь танатос и эрос, дым и зеркала - вообще прекрасно.

картинка knyaka

Передаю привет игре "Собери их всех"