Больше рецензий

panda007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 сентября 2011 г. 20:59

560

4

Детей надо уважать. Нельзя их заставлять делать то, что не они хотят. Невозможно пытаться решить за их счет свои проблемы. Им нужно давать раскрыться. Все эти прописные истины не знает, наверное, только ну очень плохой родитель. Но мало кто помнит следующее золотое правило: с детьми необходимо играть.
Елена Макарова в своей книге «Освободите слона» учит именно этому – игре, постоянной импровизации, развитию фантазии. Освободить слона – значит увидеть за привычной форме новое содержание, поддержать ребенка в его самой безудержной идее, помочь ему раскрыться. К сожалению, многие родители предпочитают не открывать, а «закрывать» детей – так ими намного проще манипулировать, они становятся послушными, бессловесными, несамостоятельными. Но если дети-роботы не для вас, тогда надо учиться взаимодействию с ними; если вы хотите вырастить самостоятельную личность, позволяйте ребенку творить в свое удовольствие: лепить, сочинять, конструировать, рисовать.
Рисунки, кстати, прилагаются. А вот инструкции – нет. Макарова против любых советов и пособий для применения, она считает, что чем больше взрослый вкладывается и придумывает, тем лучше от этого всем: и ему самому, и его детям. Подтверждают этот тезис напечатанные в конце книги интервью ее собственных детей (уже выросших и имеющих собственных деток), в которых те рассказывают о том, что мама никогда на них не давила, всегда к ним прислушивалась и не действовала в соответствии с какими-то педагогическими теориями и правилами.

Комментарии


А еще с детьми надо разговаривать и слышать то, что они нам говорят.


ну, это даже не обсуждается.
просто сама Макарова специалист по лепке, поэтому у нее в книге больше про художественное самовыражение, чем про словесное.


То есть книги Рони Орена, которые таки инструкции, это от лукавого? :)


Часто инструкции (или ещё точнее - методики) сами по себе не хороши и не плохи, вопрос в том, насколько они применимы к конкретному ребёнку. Про Орена сказать не могу, "Секреты пластилина" знаю только по названию:)


>Часто инструкции (или ещё точнее - методики) сами по себе не хороши и не плохи, вопрос в том, насколько они применимы к конкретному ребёнку.

Ну, это-то совсем очевидно. Я не понимаю, что плохого в том, что ребёнок увидит пример технологии изготовления какой-нибудь штуки из пластилина (сканы книг Орена есть в лабиринте, из них идея его книг вполне ясна), если никто не принуждает его делать свою поделку именно так, как в книжке. И если у данного родителя способности к творчеству лежат где-то в другой области, а не в лепке, то видимо такому родителю нечего и пытаться заниматься лепкой вместе с ребёнком. Ибо не сможет он выложиться и придумать.

А ещё меня у Макаровой утомляет вечным рефреном идущее "родители - идиоты".


Ну, про личные особенности Макаровой мне тоже есть, что сказать:) Дело ведь не лично в ней, а в подходе.
Что касается примеров, мне вспоминается моя учительница математики, женщина яркая, которая говорила: "Любая работа по аналогии оценивается на тройку". Так что дело в мотивации, в том, кого мы хотим воспитать. Собственно, зачем ребёнку лепить? Для развития мелкой моторики? Но тогда методика не слишком нужна. Это всегда самый главный вопрос - что важнее желание или умение:)


Мда... А Дьердь Пойа зачем-то целых три книги про роль правдоподобных рассуждений (то бишь аналогии и индукции) в математике написал. Но это ведь какой-то там Пойа.

Пойа об аналогии: «Возможно, не существует открытий ни в элементарной, ни в высшей математике, ни даже, пожалуй, в любой другой области, которые могли бы быть сделаны… без аналогии».


Я ценю вашу иронию и эрудицию, но не понимаю сути спора. Вам нравится работать по аналогии? Это ваше право. Не нравится Макарова? Не читайте:)


Хм... Вы, насколько я знаю, с удовольствием реализуете своё право писать отрицательные рецензии на книги, которые Вам не нравятся. А я реализую своё право :) Вот, собственно и всё :)

Что касается аналогии, дело не в том, нравится её использовать, или нет. Без неё просто невозможно обойтись. А если вспомнить достаточно распространённую точку зрения, что математика сколь наука, столь и искусство, то у нас получается как минимум один вид искусства, где без аналогии не обойтись :)


Право на что? Поспорить? А смысл? Меня вы вряд ли переубедите, да вы, кажется, и не убеждаете, а задираетесь:) Это всё равно, что я начну придираться к словам "Откуда вы знаете, что я реализую право с удовольствием?" или утверждать, что точка зрения, что "математика к искусству никакого отношения не имеет" гораздо более распространена:)
Что касается аналогии, дело не в том, обходиться без неё или нет. Ещё раз: дело в том, что ставится во главу угла - фантазия или навык. По моему опыту, навык фантазию убивает очень часто, фантазия навык - очень редко. Допускаю, что у вас опыт иной. Но тут уж каждый исходит из своего.


Думаю, каждый останется при своём мнении :) Что до моего мнения, то задираться и становиться в позу обиженного начали именно Вы.

В моих первом и втором комментариях высказывается сомнение в разумности точки зрения, проповедующей неприятие пособий и инструкций. Я думаю, что такое сомнение вполне уместно в рамках обсуждения данной книги.

Далее Вы делаете некоторое высказывание, а я указываю Вам на его безграмотность. И тут Вы решили указать мне на дверь:

>Не нравится Макарова? Не читайте:)

Это не аргумент. И я Вам намекаю на бессмысленность этого аргумента, напоминая о том, что Вы пишете таки отрицательные рецензии. Человек, пишущий отрицательные отзывы, не может апеллировать к этому аргументу, потому что этот аргумент с тем же успехом можно применить к нему самому.


И ещё раз: кто что сказал и кто что услышал.
Я не против методики, я исключительно против того, чтобы инструкции ставились на первое место и задвигали фантазию в угол. А также считаю, что универсальных методик не существует. Методика идёт вслед за интересом и удовольствием, без них же любая методика - рутина, а часто и палка, которой ребёнка лупят по голове. Не знаю, как вы, я наблюдаю это регулярно - и у родителей, и у педагогов.
А первые два комментария просто не по адресу. Вы не мне отвечаете, а кому-то другому.
Отсылка к авторитетам - это, конечно, сильный приём. Но разговор получается забавный. Я пишу о том, что МНЕ близко в Макаровой и отнюдь не утверждаю, что это истина в последней инстанции. А вы мне говорите: многие люди думают по-другому. Разумеется, думают. Люди вообще разные, нравятся им совершенно разные вещи и думают они по-разному.


Я где-то сказала, что инструкции надо ставить на первое место? Покажите мне, где? Кто что сказал и кто что услышал? :)

Я всего лишь сочла для себя возможным высказать своё мнение об этом тезисе:

>Макарова против любых советов и пособий для применения, она считает, что чем больше взрослый вкладывается и придумывает, тем лучше от этого всем: и ему самому, и его детям.
(выделение моё)

И о правильности такой позиции. Я в общем-то за синтез методики и фантазии :) И считаю, что впадание в любую крайность чревато.


Тогда можно считать, что в целом наши мнения совпадают:) А Макарова иногда перегибает палку, это справедливо. Но в остальном её подход мне симпатичен:)