Больше рецензий

29 июля 2019 г. 18:55

831

3.5

Я прочитала первую половину книги и решила, как и с чего я начну писать свой отзыв. Я прочитала вторую половину, и у меня в голове пусто. Язвить расхотелось, захотелось выть. И поражают даже не столько события, описанные в книге, сколько сам факт, что с этой историей сделала Роулинг.

"Принц-полукровка" - отвратительно неровная часть, более неровная, чем "Орден феникса". Мне казалось, что Роулинг сама всё никак не могла определиться, что же она такое пишет, для взрослых или для маленьких детей. В повествование всё время вплетаются смерти, дементоры, несчастья, страдают люди, и вместе с тем так много место занимает любовная чепуха или квиддич, что это почти абсурдно.

По первому впечатлению "Принц-полукровка" - неожиданно слизеринская книжка. Общая атмосфера, раскрытие героев-слизеринцев, да даже обложка зелёного цвета. И тут правда больше этого факультета, чем во всех остальных частей вместе взятых, но кто же знал, что сие счастье будет настолько болезненно.

картинка EruHeasi

Почти с самого начала читатель видит, какие ужасные последствия принесли с собой безграничные амбиции одного человека - Тома Риддла. Том определённо вошёл в историю, как и хотел. Доказал свою исключительность. Распоряжался чужими судьбами и эти же судьбы разрушал, не важно, на "той" стороне человек был или нет. Для него все люди одинаково ничтожны, что показывает эпизод в Паучьем тупике.

Именно этот эпизод не позволил мне спокойно воспринимать всю остальную книгу. Тот самый, где Нарцисса и Беллатриса приходят к Снейпу. Настолько душераздирающим он был. Меня особенно поразило, что некоторое время спустя Нарцисса с Драко умудрялась всё так же надменно и презрительно держаться с Гарри и КО, по-слизерински сохраняя лицо. И невозможно было подумать, что эта женщина недавно рыдала, потому что её единственный сын фактически обречён на смерть, унижалась, вымаливала у Северуса помощь, была готова пойти против воли Тёмного лорда, рыдала, рыдала навздрыв... Никакого высокомерия, только мать и жена, которую разрывает от горя по своей семье. Я не смогла и толику неприязни испытать к Нарциссе. Я горевала вместе с ней.
А какой в Паучьем тупике Снейп? Разливается соловьём о том, как он остался преданным самому жестокому волшебнику столетия, а потом не может равнодушно смотреть на чужое горе и берёт на себя ещё одну, совершенно необязательную, ответственность в копилку к остальным.

И до того пронзительна была вторая глава, что потом я ожидала такого же качества от всего "Принца-полукровки". Но я его не получила.

Больше всего расстроил образ главного героя (!) - Гарри. При прочтении "Ордена феникса" казалось, что вроде бы мотивы персонажа ясны, но чем дальше, тем страннее он себя ведёт. Откуда корни у неприятного характера Драко или Снейпа - понятно, но что, что творится с Гарри? Сначала книги в нём не видно скорби, зато видна неясная злоба и ненависть к конкретным личностям, доходящая до пожеланий смерти. А ведь этот человек своими глазами видел две. И свой негатив он направлял даже не в сторону Волдеморта или Беллатрисы Лестрейндж, а в сторону людей, "виноватых" меньше всего. О Беллатрисе он вспомнил вообще один раз, когда речь зашла о доме Блэков.

Гарри терпеть не может, когда люди к нему несправедливы, но он спокойно использует учебник Принца-Полукровки весь год. Когда я однажды достигла успеха на конкурсе за счёт списывания, мне стало так мерзко от себя и этого успеха, что я больше никогда так не делала. А Поттера и совесть не особо мучает. Так же, как когда он начинает следить за однокурсником просто потому, что его не любит. Для него такое нормально.

Гарри весь учебный год был одержим Драко Малфоем. Когда он резанул того сектумсемпрой, ему стало совестно, но он не заходил его проведать и не вспоминал о произошедшем в том туалете, как будто о своём помешательстве забыл.

Или вот его страстное желание одолеть Волдеморта и вместе с тем - пренебрежение к просьбам Дамблдора, учёбе магии и чрезмерный интерес к квиддичу или игре в детектива. Про Поттера можно говорить долго и упорно, но суть в том, что он едва ли не лопается от противоречий. Я ему не верю. Этого персонажа Роулинг загубила. А что произошло с Роном? Его лицемерие и ухлестывание за каждой юбкой в этой книжке практически невозможно терпеть, он никуда не развивается и впервые так неприятен. Бедная Гермиона...

Из близкого окружения Гарри я по-настоящему прониклась в "Принце-полукровке" только Гермионой и Дамблдором. Дамблдор наконец-то правда похож на себя, не жалкая тень, что была в "Ордене феникса". Он прекраснейше бесцеремонен, когда бокалами с медовухой постукивает Дурслей по голове и обвиняет их в невоспитанности ("а воспитанные люди бы выпили то, что им предложили!"), и невинно хитёр, надолго оставляя знаменитого Гарри наедине со Слагхорном. И ещё, пожалуй, как всегда радует Почти Безголовый Ник:

—<...>«Гарри Поттер знает, что может доверять мне безоговорочно, — сказал я им. — Я скорее умру чем предам его доверие».
— Большое дело, ты ведь и так уже мертвый, — заметил Рон.
— Ты всегда тактичен, как затупившийся топор, — оскорбился Почти Безголовый Ник.

И ладно бы, всё обошлось лёгким издевательством над некоторыми персонажами. Но ведь Роулинг поиздевалась и над идеей, спасибо полной истории Тома Риддла с крестражами и сведением цели Гарри к убийству. Вспоминается невольно "Философский камень", такой наивный и волшебный, что я поверить не могу, сколько чернухи Роулинг сюда запихнула. Гарри отныне следует не пророчеству, он "следует себе" и легко берёт на себя ношу мстителя. Гарри узнаёт, что нужно уничтожить куски истерзанной, измученной души. И после жуткого диалога с Дамблдором он легко болтает с друзьями об этом, думает о том, как подкатить к Джинни. Как??? Откуда в нём столько тупой невозмутимости?

Воспоминания о Томе Риддле портит дымка какой-то недосказанности. Что вложила в его персонаж Роулинг? Я вижу только два варианта.

картинка EruHeasi

1) Сначала Том был обычным несчастным мальчиком, которого демонизировал Дамблдор. Он не знал любви, потому что его не любили, и не знал дружбы, потому что с ним не дружили. На обиды он отвечал имевшейся у него силой - магией, и в конце концов пристрастился к вкусу власти над другими. Вполне возможно, что на Слизерине его долгое время не принимали. У преподавателей, и особенно у Дамблдора, был шанс помочь мальчику, но они его упустили.
2) Том - натуральное зло во плоти (результат любовного зелья?). Он не знал любви или дружбы, но он никогда к ним не тянулся. У Риддла нет чувства сострадания. С детства чужая жизнь для него не представляет никакой ценности. Если бы он не был волшебником, он бы всё равно стал убийцей, ибо так легче всего мнить себя вершителем судеб.

Я склоняюсь к тому, что Роулинг показала именно второй тип. Если верить рассказу Дамблдора, Риддл никогда не раскаивался в своей жестокости, и потому был пропащ.

История Мраксов показана мрачно и зловеще. Но Роулинг забывается, что пишет про волшебников. Почему-то чинить одежду с помощью магии ни у кого из волшебников не принято. Мраксы не способны взмахнуть палочкой даже для того, чтобы убраться. Неблагополучная семья волшебников ничем не отличается от неблагополучной семьи магглов. Изображения духовной грязи нам почему-то недостаточно.

Учебный год в "Принце-полукровке" запомнился только двумя людьми - Горацием Слагхорном и Северусом Снейпом.

Говоря о Горации Слагхорне, на ум невольно приходит его киношный образ. В фильме "Орден феникса" был очень удачно изменён персонаж Долорес Амбридж: она носила больше розового, сходства с жабой не ощущалось, и её повышенная слащавость ярче контрастировала с мерзостью её личности. С Горацием Слагхорном такое не прокатило, ибо его книжный облик являлся отпечатком пристрастия к роскоши и достатку. Фильм этого не передал, и в книге он вышел гораздо обаятельнее. Очаровательная привычка коллекционировать талантливых людей, продвигать их и получать с них выгоду - очень по-слизерински, и при этом, особо отмечу, без террористических наклонностей. А распитие горячительных напитков с Хагридом! Внезапно как бальзам на душу.

Снейпа очень мало, но в то же время он вездесущ и многолик.

картинка EruHeasi

Снейп - язвительный неприятный преподаватель. Снейп - гениальный исследователь и изобретатель. Снейп - ненавистный враг Гарри Поттера. Снейп - самый близкий друг Гарри Поттера. Снейп - человек, не способный равнодушно смотреть на чужое горе. Снейп - безжалостный убийца и предатель. Снейп - снова человек, оглушивший Флитвика и отправивший присматривать за ним Гермиону с Луной, чтобы они не пострадали.

У Северуса столько граней, до того он интерес и сложен, что за его только одного я безмерно благодарна "Гарри Поттеру" и никогда не смогу простить участь, которая для него уготована. А как Снейп порой спускает Гарри с небес на землю, это же просто восхитительно:

— Давайте спросим у Поттера, как нам отличить призрака от инфернала.
— Э-э... ну... призраки, они просвечивают... — промямлил Гарри.
— Замечательно, — скривив рот, перебил его Снегг. — Что ж, как легко видеть, почти шесть лет магического образования потрачены на вас не впустую, Поттер. «Призраки, они просвечивают».

В целом, вся книга скачет от "так мрачно, что плакать хочется от тоски" до "так по-детски, что...зачем???". Ко второй категории относится сам Гарри Поттер со своей невнятной и неуместной инфантильностью, его отношения с Джинни Уизли, сама Джинни Уизли и её "дерзость". Зато на последних страницах безумное колесо наконец останавливается, выбрав отказ от детскости, и Роулинг начинает ломать, ломать, ломать персонажей...

Драко Малфой - ещё один мой любимый, неоднозначный персонаж, и то, через что его заставила пройти Роулинг, не пожелаешь даже худшему врагу.

Я много осуждения слышала по отношению к этому герою, много обвинений, и с большей частью из них я не могу согласиться. Первые пять книг Драко - задиристый, приставучий и надменный, но обычный мальчик. Он, как и все, привязан к семье, как и многие, время от времени хочет иногда покрасоваться, но ничем по-настоящему жестоким и бесчеловечным Малфой не занимался. В "Принце-полукровке" Драко вынужден взять ответственность за ошибки своего отца - он должен убить. Только получив задание, Малфой чувствует энтузиазм и стремится доказать свою значимость, но вся его спесь сходит сразу, как он понимает, во что ввязался. Когда Драко отказывается от помощи Снейпа и говорит о том, что тот хочет "забрать его славу", здесь уже включается больше самоубеждение, почему же он просто должен выполнить своё задание, и слава - дополнительный стимул. Малфой почти всю шестую книгу в какой-то горячке: всё бледнеет и худеет, плачет по туалетам, делает две заведомо безнадёжные, отчаянные попытки убийства (и я не отрицаю, что другие люди едва не поплатились за это жизнью) и ломает голову, что ему сделать, чтобы он сам и его мать не поплатились за провал своими головами.

На Астрономической башне Драко так и не смог убить Дамблдора.

Я не могу, как некоторые, ставить в вину Малфою трусость, потому что с моей стороны это было бы омерзительным лицемерием. В страхе перед опасностью и собственной смертью нет ничего плохого, не всем суждено быть героями. В страхе перед смертью матери не может быть ничего плохого. И тем более, не может быть ничего плохого в страхе собственноручно лишить жизни другого человека. Риддл упивается властью над чужими жизнями, он видит черту, и переход через неё его будоражит. Фенрир Сивый только рад возможности принести побольше бед и поиздеваться над детишками. Но Малфой черту не просто видит, он её чувствует, и, смотря в глаза жертве, не испытывает радости или предвкушения. Он не может убить, он человечен, и поэтому я не могу считать его злодеем.

картинка EruHeasi

Был ли у Драко Малфоя выбор? Я его не вижу. Его семья никогда не доверяла Дамблдору, более того - она его не уважала. Дамблдор в "Принце-полукровке" - не только человек, он отчаянное задание, которое Драко нужно выполнить, чтобы Нарцисса и сам Драко остались в живых. Малфой боится того, на что способен Волдеморт в случае его провала, боится Волдеморта. Директор Хогвартса предлагает свою защиту Драко только тогда, когда уже поздно. Пути назад нет. Почему-то я уверена, что самому Драко просить помощи у Дамблдора в голову вообще ни разу не приходило. Не до того было.

Последние главы отличны в плане эмоционального и психологического давления. События в Астрономической башне очень жестоки: Дамблдор беззащитен и обессилен, как никогда до этого, у Драко рука с палочкой ходит ходуном, Северус Снейп убивает с маской ненависти на лице, а Гарри вынужден смотреть на это, не имея возможности закричать или пошевелиться. "Кубок огня" и "Орден феникса" не смогли произвести на меня такого впечатления, и дочитывать последние страницы было трудно из-за слёз и обиды чуть ли не за каждого героя.

Я не могу сказать, что "Принц-полукровка" мне не понравился. В этой книге есть очень сильные сцены и очень сильные персонажи, написанные действительно с мастерством. Временами атмосфера завораживает своей мрачностью и непривычной тьмой.

Но я также не могу сказать, что "Принц-полукровка" мне понравился. Для детской серии книг о школе волшебства здесь непростительно много не мрачности, а жестокости, порой даже в главном герое, который, тем не менее, по своему мышлению частенько остаётся ребёнком. Неуместное ребячество и чернуха перемешиваются и в соединении вызывают недоумение. В одном лице эту мешанину воплощает главный злодей - Волдеморт. В предыдущих книгах он смешон и глуп, жалкое подобие на личность. В "Принце-полукровке" же он впервые вызывает такое отвращение.

Что тут сказать, последующие приключения героев ожидаются весьма... тяжкими.

Комментарии


Прекрасная рецензия. Нарцисса - один из любимых персонажей.