Больше рецензий

27 июля 2019 г. 12:00

3K

5 «Просветление состоит не в том, чтобы вообразить некие световые фигуры, но в том, чтобы осознать тьму» (К.Юнг)

картинка Ludmila888

«Внимательно выбирай направление, ибо ты можешь оказаться там, куда идёшь» (Лао-цзы).

Как считает Марианна Кэплен, каждый из нас находится на духовном пути, независимо от того, знает он об этом или нет. Человечеству известно множество дорог и способов познания себя, но при этом очень важно делать приносящий удовлетворение выбор самому. Если, например, мы становимся на путь самопознания через психологию, то для завершения своего поиска нам в конце концов необходимо получить доступ и к недвойственной, высшей истине. Если мы входим в духовный процесс через созерцательную практику, то наш ум должен будет в итоге интегрировать и те участки пути, которые пролегают через личностные аспекты человеческого опыта. Но на пути самопознания каждый человек сталкивается с заблуждениями, страхами, ловушками и другими препятствиями. И для борьбы с ними требуется серьёзная психологическая работа, которая играет важную роль в нашем духовном развитии.

Автор придаёт большое значение союзу психологии и духовности. По её мнению, человек, развивающийся духовно, не должен отказываться от развития психологического. Верно и обратное: прорабатывающему свою психологическую сферу нельзя обходить стороной духовность. Не зря же многие авторитетные психологи (Джеймс, Фрейд, Юнг, Фромм, Хорни) были хорошо знакомы с духовными практиками, а в некоторых случаях и активно занимались ими. К.Юнг считал, что психология останется неполной и психика не может быть правильно понята до тех пор, пока она не стремится понять духовные возможности. Р.Ассаджиоли подчёркивал, что психотерапия должна не только работать с психическими патологиями, но также стимулировать духовное пробуждение. Если же кто-то выходит на более высокие уровни духовного осознания, не проработав уровень психологии, то его дальнейшее развитие неизбежно будет искажено. И встречается такое довольно часто. Психологические проблемы или пренебрежение психологическим развитием – причина большинства скандалов на пути серьёзных духовных наставников и практикующих. В своей книге Кэплен учит распознавать заблуждения и ошибки, ведущие к ложным шагам и тупикам, а также превращать возникающие проблемы в новые возможности.

«То, что мы себя не знаем, ещё полбеды – хуже то, что мы считаем, будто знаем себя, а это мешает осознать собственное незнание» (М.Кэплен).

Учения Востока рассчитаны на человека, уже обладающего здоровой структурой личности. Поэтому, как пишет Кэплен, не все аспекты какого-либо восточного учения подходят для душевной конституции человека западного. Ведь при переносе на новую почву нередко утрачивается духовный контекст. Большинство современных духовных учений не рассчитаны на проработку глубинных психологических травм, распространённых в западном мире. При постепенном же исцелении от них люди обретают свободу для постижения духовных истин всё более глубокого уровня. По мере того, как этот процесс заходит всё дальше и дальше, духовность и психология начинают сливаться. «Мне самому наиболее интересна в моей работе не возможность лечить неврозы, но скорее приближение к запредельному [ощущение священного]. Но факт тот, что само по себе приближение к запредельному оказывает реальное терапевтическое воздействие; и по мере обретения опыта запредельного ты заодно освобождаешься от патологии» (К.Юнг). Если человек одновременно занимается глубокой психологической проработкой и духовной практикой, озарения, обретённые в одном из этих направлений, помогают углубиться и в другом.

Однако, духовное развитие ни в коем случае не должно превращаться в бегство от социализации, когда человек просто не справляется с основными жизненными задачами. Тот, кто не способен содержать себя или выполнять свои обязательства перед семьёй, вряд ли готов к восхождению на вершины духа. Не случайно в некоторых восточных обществах принято, что человек осознанно встаёт на путь самопознания лишь тогда, когда разрешит важные человеческие задачи, в частности – вырастит детей.

Значительная же часть духовного пути, по мнению Кэплен, состоит просто в работе с эмоциями. Хотя различные школы предлагают искателям разные цели, любой подлинный и целостный путь должен делать нас более (а не менее) искренними, сострадательными, человечными и настоящими.

«Само путешествие важнее цели» (Будда).

картинка Ludmila888

Комментарии


Надеюсь, можно считать решение задач по механике духовной практикой. И игру в шахматы с заведомо слабым противником - актом самопожертвования:) А то вот задумалась: единственное несомненно доброе дело в моей жизни - это то, чем я деньги зарабатываю... Интересная книга, видимо. У Олди такие идеи попадались. Если относиться всерьёз к тому, что они нам говорят.


Да, книга интересная. Но в отзыве, конечно, всего не отразишь. Я читала её лет 5 назад. Но когда перечитывала, много нового для себя открыла, как это обычно и бывает при повторном чтении.


Вот, наконец, добрался до Вашей рецензии.
Суть, как я понял в том, что надо начинать работать с эмоциями после того, как вырастут дети.
А мне кажется, пока дети вырастут, уже никаких эмоций не останется, глядишь, и работать уже не с чем :)


картинка Ludmila888

Как же чудненько Вы всё перекрутили, Сергей! Шутить изволите? )))
Что Вы, что Вы! Вероятно, в нашей культуре после вырастания детей главное – благополучно пережить синдром опустевшего гнезда, заполняя образовавшуюся пустоту чем-то интересным – например, собой любимым! И ни в коем случае не висеть эмоциональным грузом на плечах у выросших детей, как это пытался делать недавно обсуждаемый папаша Горио. Если хочешь удержать – отпусти. А часть своей творческой энергии можно направить на создание нового себя. Ведь, как говорила героиня известного фильма, в 40 лет жизнь только начинается… А вот почтальон Печкин вообще жить начал лишь после выхода на пенсию. Так что это начало подлинной жизни, наверное, может состояться в любом возрасте. И даже в юности оно, конечно, возможно, если человек уже умеет придерживаться золотой середины и уравновешивать возвышенное с обыденным, духовное с материальным, не зацикливаясь ни на одной из противоположностей, а воспринимая их как разные полюса общего единства.

картинка Ludmila888


Кстати, очень даже верный настрой! Чувство юмора необходимо на духовном пути. Как пишет Кэплен, оно само по себе является ценным инструментом трансформации. Относиться к духовному процессу с твердокаменной серьёзностью не стоит, нужно уметь расслабляться, радоваться, смеяться над собой и над самим этим путём. Когда мы хохочем, защитные механизмы отключаются, и мы открываемся для потока духовной энергии.


Парадокс: люди без чувства юмора чаще всего, самые смешные :)