Книжный портал
с персональными рекомендациями
и личными коллекциями
  • 15 000 000оценок книг
  • 940 000рецензий на книги
  • 58 000 000книг в коллекциях
Зарегистрируйтесь или войдите
Пароль будет создан автоматически и отправлен вам на почту, или ввести пароль самостоятельно

Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Орден Феникса» — рецензия

Оценка EruHeasi:  3  

Предупреждение: много букв, отзыв затрагивает предыдущие книги, субъективщина, Слизерин и Драко Малфой, почемучки, квиддич - зло

— Всё это замечательно, но что, если Монтегю повредился в уме навсегда?

— Да кому какое дело? — раздражённо сказал Рон, глядя, как его чашка снова пытается подняться, качаясь как пьяная: коленки у неё отчаянно тряслись. — Нечего было вычитать очки у Гриффиндора!



картинка EruHeasi

Роулинг жжёт.
Всю пятую часть можно описать этими словами.

Здесь присутствуют пытки, насилие, откровенная жестокость и смерть. Из битвы с главным боссом и его приспешниками Гарри во второй раз выходит покалеченным морально, после чего следует мучительный диалог с Дамблдором на тему возможной смерти от рук, точнее палки, главного идиота серии. И как, казалось бы, стоит закончить такую книгу? Может, трогательным диалогом с Луной о её матери и о том, что умершие не покидают нас не всегда? Чтобы было тяжело на душе, но сохранялось чистое чувство надежды? Может, стоило показать, что всё серьёзно, игры закончились и жертвы неизбежны, но нельзя падать духом и замыкаться в себе? Нет, Роулинг решает оборвать повествование в своей любимой манере. Во-первых, она наказывает главных "злодеев" Снейпа и Малфоя. Первого затыкает Макгонагалл и начисляет дофигищу баллов Гриффиндору за то, что Поттер в очередной раз стоял около Волдеморды. Второго неудачника вместе с его дружками заколдовывают члены ОД и оставляют беспомощно валяться на багажных полках и истекать слизью, пока их кто-нибудь не найдёт. Во-вторых, автор классически проезжается по Дурслям и с помощью Грюма намекает, что если чугунный лоб магической Британии тронут хоть кончиком пальца, им не поздоровится. Проще говоря, она просто обнуляет все достигнутое по накалу страстей и серьёзности и со своими идиотскими факультетскими баллами возвращается на уровень первой книжки, где для счастья нужно только утереть нос лоховатому врагу, а потом выиграть соревнование факультетов, ну или просто унизить Слизерин. И ведь у меня была надежда после "Кубка огня", что второй раз такой промах Роулинг не сделает. Тогда она тоже решила задать обнадеживающие нотки концовке совершенно противным образом, т.е. нападением со спины на слизеринских неудачников. Ну зачем, зачем...

В общем, атмосфера пытается взрослеть. Персонажи тоже, правда, не все, но главный герой точно. Гарри Поттер в этой книге не совсем Гарри Поттер. Он, скорее, такой ходячий сгусток злости, который выплёвывает агрессию на всех, кто к нему приближается. И здесь уже сложно, по крайней мере, мне, разглядеть того мальчика из предыдущих книг, который хоть и был безрассудным слегка, но имел тормоза и в отношении друзей, и вообще. Я понимаю, что автор хотел показать реакцию на смерть Седрика, но то, как это было подано... Мне не понравилось. Парень не склонен к анализу конкретных событий, к самоанализу, и вся его ярость выглядит органичнее, если просто связать её с осколком души Тома Риддла. Все чувства касаемо Седрика и произошедшего на кладбище Гарри упорно в себе подавляет, мозг ради собственного спокойствия решает не включать и просто переключается на злобу, ненависть, нетерпение, частенько перекрывающие всё в нём положительное. Понять это - можно, смириться с этим - можно, терпеть же это трудно. Роулинг показала скорбь и страдания по-своему, но мне больше понравилась версия фильма, где Гарри выглядел подавленным, отрешённым и тоскливым, так и хотелось его утешить. Правда, книжный Гарри и киношный Гарри - люди разные, надо их различать. К тому же, в книжном Гарри максимально виноват облажавшийся Дамблдор, который делал вид, что никаких Мальчиков-Для-Набивания-Волдеморды не существует. Спасибо, Дамблдор, я 800 страниц смотрела на происходящее через призму восприятия парня, которому даже котята на тарелочках кажутся мерзкими... Это ужасно.

Гарри меня изрядно побесил в этой части и именно Гарри, а не автора, здесь было неприлично много. Да, я не забыла название книги. Мои бесилки:

1. Гарри - провокатор.

Он сам сознательно лезет к Дадли с издевательствами, из-за чего Дадли припоминает кошмары про Седрика, о которых изначально говорить не собирался.

2. Гарри - лицемер.

Он постоянно и агрессивно жалуется, что друзья переругиваются между собой, и при этом ругается сам абсолютно со всеми.

Он припоминает Рону его неумелость в квиддиче, чтобы задеть, а сам приходит в ярость, когда Рон вспоминает глупость Гарри на втором испытании Турнира Трёх Волшебников.

Он бесится, когда Снейп копается в его памяти, но при первой же удобной возможности сам вторгается в самые сокровенные мысли, которые тот убирал от возможных посягательств в омут.

3. Гарри - эгоист.

Он хочет подкатить к Чжоу, но при этом хочет, чтобы она была весёлая, не вспоминала о Седрике и вела себя так, как Гарри удобно.

Он подвергает опасности Сириуса и Уизли только для того, чтобы услышать слова, опровергающие юношеческое поведение своего отца, т.е. для собственного успокоения.

4. Гарри - идиот.

Он не думает сам и предпочитает не слушать Гермиону, когда она высказывает ему дельные мысли.

Он игнорирует очевидные звоночки, вроде шрама, который болел внезапно меньше на видении с Сириусом, и идёт напролом.

5. Гарри - просто осёл.

Он считает, что он выше уроков окклюменции, советов величайшего волшебника, преподавателей и крёстного, и плюёт на всё с высокой колокольни.

В общем, Гарри, я тебя прощаю. И ты себя прости. И меня тоже прости, потому что ты мне надоел. Уф...

картинка EruHeasi

На второго (не по значимости) мальчика из Золотого трио Роулинг просто забила. Он как бы есть, но нет. Продолжается развиваться линия с неуверенностью Рона, и я могу похвалить в ней два момента. Первый: Молли Уизли вне себя от счастья, она наконец хвалит своего сына за то, что он стал старостой, и чуть ли не впервые проявляет к нему такие сильные и тёплые материнские чувства. Второй: Рон справляется со своей боязнью сцены и приносит ура-победу в квиддиче Гриффиндору, получая свою минуту славы. Так держать, Рон! Но из этих же плюсов у меня вытекают две жирные претензии, касаемо того же, автору.

На кой фиг вообще надо было давать значок старосты кому-то из Золотого трио, кроме Гермионы? Рон, который даже элементарный конспект (!) не может написать сам, не используя Гермиону, этого заслужил? Зачем нужна была дурацкая драма с Поттером, этим значком обделенным? Как вообще можно было предположить, что Поттер, нарушающий правила чаще даже близнецов Уизли, может его получить? И Дамблдор в финале перед ним за этом оправдывается, здорово. А, ну да, у них же там в школе эти баллы наделяются не за знания, а за мордобой с Темным лордом, озорное безрассудство и неопасное любопытство, побуждающее засунуть свой длинный наглый нос в чужие омуты памяти без разрешения ;)

Дальше. Почему преподаватели на квиддиче такие бесполезные? Малфой сочинил противную песенку, ее во время матча пели все слизеринцы, слышали все игроки, ученики, преподаватели и Ли Джордан, комментирующий матчи. Почему никто не прекратил травлю конкретного игрока, Рона, та же Макгонагалл? Ага, как Поттера печеньками откармливать, так мы самые первые, а как ученика защитить от буйного всплеска насмешки, так мы ничего не видим, ничего не слышим и вообще, мяу. Мне, честно, трудно симпатизировать Минерве. Положительные качества у нее приоткрываются, как по мне, именно в этой части, но я не могу забыть и другое. В "Узнике Азкабана" вместо того, чтобы обезопасить Гриффиндорскую гостиную от возможного повторного вторжения туда серийного убийцы, Макгонагалл запретила всем говорить пароли Невиллу и заставила его дожидаться, пока не придёт кто-нибудь из сокурсников и не откроет вход. Не знаю, как при этом сам Невилл не слышал произносимого пароля, но ситуация премерзкая. В "Кубке Огня" она также намекнула зашуганному Лонгботтому, чтобы не позорил Хогвартс своей неумелостью перед гостями. Это непедагогично и некрасиво, я искренне не понимаю её поведение как декана и как преподавателя. Только в этой книге Маккошка снизошла до Невилла и объявила, что сдать экзамены у него, быть может, получиться неплохо, если он станет увереннее в себе. Ага, станешь тут, с такими-то преподами.

Анализируя Рона из "Ордена Феникса", можно сказать, что образ Жрона из фильмов пришёл из этой книги. Может, у меня только сейчас глаза открылись, но до этого Рон был персонажем поинтереснее, сложнее, что ли. За исключением бесполезного значка старосты и квиддича Роулинг не даёт Рону ничего. Зато он много и хорошо кушает, говорит с набитым ртом, приходит в Большой зал заляпанным в грязи после тренировки и садится за обеденный стол с такой же Джинни, частенько несёт чушь... К тому же, Рон гораздо чаще высказывает свою полную учебную инвалидность без Гермионы и умудряется постоянно прятаться за её юбку. С наглостью близнецов, как староста, разбирается Гермиона, пока Рон трясется в кресле. С Гарри Я-Не-Злой-Вы-Просто-Ничего-Не-Понимаете Поттером решается говорить тоже Гермиона, а Рон молчит. Я не говорю, что это плохие качества, нет, обычные человеческие, просто я раньше такого за Роном не замечала. Да и злых и жестоких реплик по отношению к тем же слизеринцам у него прибавилось, взять хоть Монтегю, о котором я напишу чуть позже. Единственное, что вообще дельного сделал Рон за всю книгу, это убрал мусор с Гермиониных вязаных шапочек для эльфов. В этом он был абсолютно прав: пусть эльфы хотя бы видят, что перед ними лежит одежда и возьмут они именно одежду, а не будут освобождаться из-под палки, чтобы потом стать собутыльниками Винки.

Но ладно ещё Рон. Рон, как и Джинни, вполне нормальный рыжий друг Гарри Поттера. Вот близнецы Уизли... В фильмах знатно смягчили образы двух этих садистов, с которыми адекватный человек на близком расстоянии оказаться не пожелает. Они и в предыдущих книжках мне не нравились тем, что постоянно шпыняли Рона, который так отчаянно нуждался в поддержке и ободрении, шпыняли и Перси, на которого, впрочем, кроме матери и отца, всем было плевать. Я не одобряю, как они относятся к членам своей семьи, но их забастовочные завтраки, набор подопытной мелюзги для тестирования своей продукции - это просто противно. У них что, синдром Хагрида? Не опасно - скучно, возможен летальный исход - то, что надо? Зачем создавать лишь то, что наносит вред, и что смешным назвать трудно? Вместо тех же неадекватных кровопролитных конфет можно было создать умелые имитации, ничуть не хуже. Допустим, что-то вроде приспособляющихся масок с искусственной повышенной температурой или бледностью, да всё, что угодно. И ладно бы, они просто дурачились между собой, так они это распространяют и другим жить спокойно не дают. У близнецов Уизли нет здоровых ограничений. И я не только про то, что они в конце "Кубка огня" напали на Малфоя, Крэбба и Гойла со спины, оглушили их и хорошенько по ним прошлись в самом прямом смысле этого слова. В "Ордене феникса" ребята превзошли сами себя: из-за того, что Монтегю хотел снять с них эти идиотские факультетские баллы, за которые все готовы друг другу глотку порвать, они засунули его в исчезательный шкаф. Не зная, что с ним будет и когда он вернётся, целым или по частям. Короче, обрекли парня на долгие часы в Больничном крыле с возможностью остаться невменяемым. Чудно! Как раз этого касается та мерзенькая цитата из начала, где Рон отмахивается от беспокойств Гермионы по поводу Монтегю. Это настолько не благородно и не по-гриффиндорски, что хочется раздать недогеройскому трио подзатыльники и намекнуть, что любой человек заслуживает помощи, а не жуткого и несправедливого наказания за обычную вредность.

картинка EruHeasi

Хогвартс - не только постоянное нарушение безопасности детей и некомпетентные преподаватели, которых Дамблдор нанимал в моменты помутнения рассудка сахаром. Это, что ничуть не менее важно, постоянное разжигание межфакультетской вражды, весьма стремительно и постоянно переходящей в членовредительство. Что могло бы сделать руководство Хогвартса для поддержания мира в трёх славных факультетах и кружке потенциальных террористов? Ну, например, отменить официальные матчи по квиддичу. Пусть на метле летает любой человек, который хочет, под наблюдением тренера, и в команды объединяется тоже, кто хочет. Хотите матч между факультетами? Вперёд, договаривайтесь, проводите дружескую игру и согласовывайте время с преподавателем. Тогда бы Слизерин и Гриффиндор в принципе либо не сталкивались, либо были вынуждены вести неагрессивные переговоры и прислушиваться друг к другу. Разве это не лучше? А как вам такое: найти непредубежденного комментатора, который не станет стабильно поливать грязью один факультет (а ведь потом все ещё и удивляются, что это слизеринцы такие злые)? Если бы соревнование за кубок по квиддичу не было всеобщим помешательством, а деканы не делали бы нечестных исключений, лишь бы протащить свой факультет, сам квиддич остался бы таким же интересным, но при этом способствовал бы налаживанию дружеских контактов.

— Вот чем плох квиддич, — рассеянно произнесла Гермиона, уткнувшись в рунический текст. — Он сеет вражду и непонимание между нашими факультетами.

С факультетскими баллами в Хогвартсе тоже полная лажа. Близнецы Уизли вот считают, что калечить за них - нормально, преподаватели считают, что баллы можно выставлять за что попало и никакой системы у них нет, все вокруг считают, что перевес в баллах у потенциальных террористов - плохо, но до появления Поттера и Волдеморды никто баллы знаниями зарабатывать не стремился. В двух словах, сплошное безобразие, которое нужно либо упразднить, либо очень и очень серьёзно переработать.

И раз уж я упоминала рассадник опасных для общества темных магов, заслуживающих пригласительные в Азкабаню, стоит сказать про него ещё пару слов. Эх, несчастный Слизерин!

картинка EruHeasi

Шляпа нам почти в каждой книге намекает, что представителей Слизерина отличает хитрость и амбиции, плюс минус чистокровность. При этом для писательницы, очевидно, сначала нужен был просто факультет, куда можно ссылать всех подлецов и задир, чтобы они противостояли Гриффиндору. В дальнейшем, что я помню по фильмам, раскрываются образы Северуса Снейпа, Горация Слагхорна, Люциуса Малфоя и Тома Риддла, которые преобладающие черты характера змеек идеально воплощают. Но в первых книгах автор на эти качества в слизеринцах забивает, вытягивает только мелкий Малфой. Он сделал всего лишь два действительно хитрых поступка за пять книг: назначил дуэль, на которую не явился, и раздувал историю с гиппогрифом, симулируя страдания и сотрудничая с анимагом-журналистом. Это и два его самых противных поступка. Все остальные слизеринцы, вроде Крэбба с Гойлом или Панси Паркинсон, - картонки, в которых нет никаких внятных качеств. И всё было бы не так плохо, если бы в факультете был баланс. Одно дело, когда она рисует образы Драко или Панси, другое дело, когда она двумя или тремя фразами ставит крест чуть ли не на всем факультете сразу.

Начну, пожалуй, с Драко, ибо, как показали фильмы и пять книг Роулинг, это наиболее проработанный персонаж. По сути, Драко Малфой - обычный рёбенок, избалованный родительской заботой и деньгами. Он привык получать самое лучшее и стремится показывать свое превосходство. Вместе с бледной мордой и светлыми волосами он получает папины предубеждения и впоследствии закрепляет их на своём факультете. Драко - среднестатистический языкастый задира. Сюрприз, они встречаются почти в каждом школьном коллективе и потом, осмелюсь сказать, даже в приличных людей вырастают! Да, если посмеешься над таким, он размажет тебя и твою семью и попробует из диалога, в котором победители и проигравшие изначально не предполагались, выйти победителем. Проще говоря, Драко Малфой не самый приятный мальчишка. Тем не менее, он не бьёт как Дадли десятилеток для самоутверждения, никого не бьёт, и за пять книг я не помню, чтобы Драко приказывал Крэббу с Гойлом кого-то поколотить. Малфой - провокатор, это да, и в сущности всего лишь мелкий пакостник. Не стоит забывать, что ему на момент "Ордена феникса" не больше пятнадцати, а самый вредоносный здесь его поступок - песенка про Рона, которую бестолковые блюстители порядка проигнорили так же, как они стабильно игнорят ситуацию на квиддичном поле. Удел Драко - болтать и строить злодейские планы, которые не придут в исполнение. Он хотел ударить со спины за оскорбление Нарциссы - не ударил, понёс наказание, пару раз был нежно приложен об пол и публично унижен обвинением в причастности к куньим. В той же книге самого Малфоя и его дружкой ударили со спины и прошлись по нему пару раз, пока он был не в состоянии ответить. Очень храбро со стороны гриффиндорцев, ничего не скажешь. Драко постоянно набивают морду, а он встаёт и упрямится дальше, я даже почти удивлена его стойкостью. В "Ордене феникса" его поколотили после квиддича, а в конце распознали подлый план напасть на Гарри, выходящего из туалета, хорошенько его заколдовали и оставили валяться на багажной полке. Знакомьтесь, Драко Малфой - классический неудачник, и над ним все время торжествует мнимое добро.

Роулинг полагает, что читатель должен относиться к Малфою как к подонку, потому что ведёт он себя подло. Но мы не должны так относиться к положительным героям, которые ведут себя так же. Лично для меня вполне взрослые Фред и Джордж Уизли пятой книги более неприятные персонажи, и последствия от них тоже - неприятнее.

картинка EruHeasi

Проблема Драко Малфоя состоит в том, что мы практически не видим этого персонажа не вражеским глазом, вне школьных стычек. И тогда как "Орден феникса" впервые раскрывает в главных героях сильные отрицательные черты, он забивает на очеловечивание, т.е. наделение условно положительными чертами, злодейского Слизерина. За что мы любим того же Гарри Поттера? За отношение к людям? Лично я - нет, ибо отношение к людям у него паршивое. Я люблю Гарри за готовность сделать всё ради своих близких, в пекло ради них броситься, хотя сам по себе друг он частенько неважный, как и большинство людей. Также я поражаюсь его стойкости: Гарри Староста-Которую-Мы-Заслужили Поттер так и не врезал Дамблдору, а мне до последнего казалось, что он вот-вот сорвётся. Ну, знаете, за всё хорошее в "Ордене феникса". Я признаю достоинства Гарри, но я вижу и его недостатки, его грубость, когда человек не является его близким или, упаси боже, является его врагом. Он проехался по маме Симуса в начале за то, что она соизволила не поверить самому Гарри Поттеру - неприятно. Рассудил, что длительное уродство - слабое наказание для девочки, сдавшей ОД Амбридж (а то, что у неё мама в Министерстве работает, это пофиг) - крайне неприятно. Снейп не больше, чем язвительный гаденький препод, но он у него такую первобытную ненависть вызывает, что страшно. Иными словами, любить Гарри легче, потому что мы знаем его отношения с семьёй, друзьями, его поведение в стрессовых ситуациях и т.д. и т. В безрассудстве мало хорошего, но Гарри храбр, это правда.

А что мы знаем об отношениях Драко с Нарциссой и Люциусом, например? Мы знаем, что он их любит, а поподробнее? Как он общается с друзьями, которых он уважает, если они есть? Или как он уживается с остальными на факультете, как учится? По факту, ничего мы о Драко вне обычных препинаний с главным истериком на момент пятой книги не знаем, даже просто обозвать его "отрицательным героем" у меня язык не поворачивается, обычный мальчик. Иногда остроумен. Причём с Поттером у них что-то вроде соперничества на равных, не издевательство над беспомощными: Драко вполне определённо пытается сбросить Гарри с пьедестала или просто понизить его статус в глазах школы, лишь бы нос ему утереть. В дураках, что забавно, всегда остаётся он сам, Команда Света ж не дремлет! А что в итоге? Одна мелочная пакость наказывается, другая мелочная пакость преподносится как справедливость и торжество дружбы, как вещь, которая может приободрить Гарри. Я ничего хорошего в таком авторском изображении не вижу.

Кстати, памятный момент с гиппогрифом. На слова Драко всегда умелец-удалец, но заставь его смотреть на саму казнь животного, так этот папенькин сыночек растеряет свой живодёрский пыл. Сколько ему там было? 13? Уверена, что растеряет.

Теперь сам Слизерин. Известно, что Роулинг не особенно озаботилась прорисовкой других факультетов и больше воспитывала героя. О Райвенкло в фандоме вспоминают часто, о Хаффлпаффе вспоминают уже реже и в основном, чтобы его пнуть, а Слизерин либо любят, либо ненавидят. В каноне же все три факультета не раскрыты одинаково, но Слизерину досталось куда больше, потому что парой строчек автор максимально его демонизировал.

Учатся там, во-первых, сплошные громилы и шкафы, чем Роулинг постоянно пытается вызвать ассоциации с Дадли и соответствующую неприязнь. Автор отказывает змейкам и в уме, и в способностях: в зелья Крэбб не может, Гермиона не понимает, почему Панси взяли в старосты, ведь она якобы тупая, и т.д. Про Малфоя непонятно, автор этот аспект обходит стороной. Ладно, хорошо, в привлекательном облике и уме большинству слизеринцев отказано (в хитрости, кстати, тоже, ведь слизеринцы, судя по намёкам, пакостят обычно открыто и напролом, проявляя какие-то истинно гриффиндорские черты), но Роулинг элементарно не позволяет им ни капли чувств вроде доброты, сострадания, это нереально. Особенно ярко это заметно, когда члены Инспекционной дружины удерживают Поттера и Ко в кабинете Амбридж. У той съехала кукуха и она решила побаловать себя невинными шалостями вроде Круцио на самом популярном ребенке магмира. Конечно, потенциальные слизеринские преступники, Малфой в том числе, в восторге, и глаза у них блестят от предвкушения, и гримаса отвращения при виде жертв, картина маслом! Ни один слизеринец не дрогнул, не испугался. Ну-ну. Наверное, на них и демонстрация запретных заклятий на уроке Грюма впечатления не произвела, им родители дома такое на каникулах демонстрируют каждый год. Готовят любимое дитятко профессионально пытать врагов, ага. Очень правдоподобно для пятнадцатилеток. Я скажу так: верить я в это отказываюсь и поправляю свои розовые очки, если они у меня имеются. Торжественно сваливаю этот косяк либо на Гарри Грюма 2.0, либо на Роулинг. Она ведь даже не потрудилась изобразить ни одного члена Инспекционной дружины с другого факультета, как будто никого не прельстила возможность снимать и начислять баллы, на которых они так помешаны, кому угодно. Зато теперь всё отлично ясно: вот это Амбридж, она мерзкая жаба и даже котята у неё на тарелочках мерзкие, а это слизеринцы, они ублюдки, но если за пять книг вы этого не поняли, то смотрите, они помогают главной психопатке этой книжки, да и вообще, бесчувственные садисты, проблемы с психикой налицо...

Роулинг создала (или показала нам глазами Гарри) факультет мерзавцев, но сделала это плохо. За исключением Малфоя, если по канону, там и людей-то нет. Сплошной картон, заляпанный чёрной краской.

Человечество не делится на хороших людей и Пожирателей смерти.

В Слизерине баланса нет. В этом отзыве его тоже нет, а уж в сюжете "Ордена феникса" и подавно. Начало бодренькое, учебный год растянутый, конец бодренький. В "Узнике Азкабана" тоже много времени ушло на обычные школьные будни юных волшебников, но там это казалось более оправданным, им Волдеморда в затылки ещё не дышал. Здесь же нагоняемый Роулинг мрак в начале очень сильно теряется в не очень интересных волнениях по поводу квиддича, любовных замутках и ненужных деталях. Например, шантаж Гермионой и Отбивателем Авады Риты Скитер. Это что такое было, а главное, - зачем? о.О Женщине уже прилично досталось за свою бесчестность, Гермиона её вон в банке держала в "Кубке огня" около недели, а в "Ордене феникса" она сидит себе без денег. Как будто никто другой статью написать не мог. В итоге за честный (наконец-то) труд журналистке даже не заплатили, это уже свинство. Ненужная линия, расширяющая и без того длинный год. Год традиционно заканчивается сдачей зачётов, ибо Гарри повезло. Нечасто встретишь такого злодея-балбеса, который дождётся конца года, чтобы герой успел испытать все предэкзаменационные муки и выпендриться уже на самом экзамене телесным патронусом. В фильмах, насколько я помню, чтобы справиться с его призывом, нужно было сосредоточиться на самом счастливом, светлом воспоминании, на чём-то действительно значительном. В книжке Гарри то призывает его воспоминанием о своих друзьях (годно), то в "Кубке огня" фантазией, как он дойдет до кубка и всё закончится, то просто представляет, как Амбридж увольняют... *Тяжёлый вздох*

Из "серединных" событий внимания заслуживают уроки ОД, сцены в больнице Святого Мунго, воспоминания Снейпа, линия Снейп-Сириус-Гарри, персонаж Невилла.

картинка EruHeasi

Роулинг может как угодно выводить меня из себя своим Гарри или Слизерином, но один ребёнок у неё получился превосходно - Невилл Лонгботтом. Это удивительный мальчик! "Сирота при живых родителях", фантики и одиночество. Невилл постоянно боролся с неуверенностью в себе, но, в отличие от Рона, у него не было таких преданных друзей, поддержки близких или преподавателей. Я всегда видела Лонгботтома стоящим немножко особняком: да, он неплохо общается с гриффиндорцами, у него есть товарищи, но нет людей, которым он может доверить свою душу. Путь Невилла сложный и, главное, - личный, поэтому не может не вызывать восхищения. Вся его храбрость, взращенная им самим, раскрывается в Отделе тайн. Там есть один неприлично смешной момент в контексте ситуации, но очень показательный. После убийства Сириуса и безудержных криков Гарри:

- Гарри... Мне очень жаль... - продолжал Невилл. Его ноги все еще судорожно дергались. - Тот человек, Сириус Блэк... Он был твой друг?
Гарри кивнул.

То есть Невилл вообще особо не спрашивал, куда он идёт, чего, кого, зачем. Он просто пошёл за безрассудным и не очень вменяемым Гарри, не задавая вопросов, потому что он - его товарищ, его нельзя оставлять. Невилл тот, кто трепетно относится к людям вокруг (и к природе тоже) и борется со своими недостатками, за что я его безмерно уважаю.

Что касается сцены у озера в "Ордене феникса", то она бриллиант и одна из причин, почему я рада, что прочитала пятую книгу. Весь её анализ из рецензии мне пришлось нещадно вырезать, как и анализ персонажей Снейпа, Блэка, Поттера, Лили, Петтигрю, лайвлибу много текста. Скажу только, что Роулинг в той главе серьёзно замахивается на выход за рамки чёрно-белой картинки, который уже и без меня обсуждали миллион раз. Но юный Отбиватель Авады отнёсся к воспоминанию менее серьёзно. Его волновало лишь два вопроса: 1) Неужели его отец когда-то вёл себя как мудак? А Снейп бывал жертвой, как и он когда-то... Быть не может! Нужно срочно связаться с крёстным, малодушно себя успокоить и продолжать беситься со Снейпа. В "Узнике Азкабана" Снейп тоже намекал, что отец Гарри не был ангелочком, его личность выходила за границы очень красивого, но бездушного слова "герой". У Гарри А-Глаза-Мамины Поттера сначала такие новости вызвали потрясение, но впоследствии он ни разу не задумывался о том, что услышал. Голова у него дырявая. 2) Через некоторого время после омута Гарри всерьёз допускает, что раз над Снейпом издевались, то, может быть, он заслужил? Мародёры! Они же были как братья Уизли, которые ни разу не садисты, то есть невинных не обижали. А если бы и обидели, то только Малфоя или кого-то, кто унижений заслужил. Какой милый мальчик, обожаю его :)

И даже упрекнуть его не могу в том, что он не думает. Гарри виноват в произошеднем в финале "Ордена феникса", но его вина - результат дебилизма другого человека. Что можно требовать от пятнадцатилетки, когда даже два самых могущественных волшебника, на которых лежит куда большая ответственность, решают предаваться безделью? Предыдущие книги позиционируются как более детские, но даже там Дамблдор и Волдеморт там выглядят не такими... никакими.

Пятая книга хороша Невиллом, Луной Лавгуд, Снейпом, сэром Николасом де Мимси-Дельфингтоном (почти на слезу меня вышиб, это же надо!) и адекватной понимающей Гермионой. Однако, сюжет для такого толстенного томика неприлично провисает. В "Кубке огня" были свои оплошности, куча оплошностей, но один только поворот с Краучами и Бертой Джоркинс своей закрученностью многое окупал! А что мы видим в "Ордене феникса"? Волдеморда всю книжку прохлаждается без дела. Сидит и развлекается, показывая Поттеру цветную киношку, т.е. раз в месяц-два кого-то пытает ради невнятной цели. Может, он там не бездельничал, а семью завёл, собаку, примерным семьянином стал? Целый год гоняться за стекляшкой, вот даёт. А сколько было нагнетания, вроде "он хочет получить оружие, которого у него не было...", и в итоге пророчество никому не досталось, а если бы и досталось, ничего бы не изменило. Земле повезло, Волдеморт возродился без мозгов. Для Дамблдора и Ко не давать Риддлу добраться до пророчества было выгодно только отсрочкой времени, причём в отсрочке очень сильно помогал сам Риддл. Фанатам не нравится Тёмный Лорд Рэйфа Файнса, потому что он смешон и всё время хихикает, но ведь книжный почти такой же. Он - любитель дешёвых спецэффектов. Ему не нужен был Гарри Поттер, чтобы добраться до пророчества. Боялся разоблачения? Он маг или где? Нафига тогда потом всё равно припёрся в Министерство в своём самом злодейском обличье и спалился? Целый год он делал ни черта, чтобы заманить Гарри Поттера по плану, ориентированному на ничто. Риддл не мог просто показать Гарри Сириуса, в Хогвартсе есть члены ОФ, преданные агенты Дамблдора. Но ради Гарри Володя терпеливо ждёт, когда же наконец с помощью садистки Амбридж Дамблдор улетит на хвосте птички, а Макгоногалл загремит в больницу Святого Мунго. Честно, я не понимаю, как Пожиратели могли знать количество агентов Дамблдора в Хогварсте и на чём строился их план. Если информатор - Снейп, то как он сохранил доверие Риддла? В конце концов, члены Ордена Феникса всё равно прибыли в Министерство магии. Немного позже лишь благодаря тому, что детишки не догадались сразу пойти к Снейпу, и это - чистейшая случайность. В итоге целая толпа Пожирателей сделала то, что Волдеморт весь год сделать не мог - засела в Отделе тайн. Это фиаско.

картинка EruHeasi

По поводу Пожирателей. Они ребята весёлые, и я понимаю, почему многих из них отделали детишки. Люциус Малфой просто лапочка и до последнего ведёт мирные переговоры, он такой один. У остальной же пожирательской кучи с рассудком не в порядке, они сколько лет в бессердечной Азкабане парились? Да и потом, столько лет света белого люди не видели, хочется развлечься. Другого объяснения тому, что Долохов кинул в Невилла заклятие безудержного танца, я не нахожу. Вот же ж Риддл, набрал в команду юмористов!

Ладно, С Волдемордой всё ясно было ещё с "Кубка огня", где он опять же ждал целый год, хотя Грюм спокойно мог увести Гарри из Хогвартса куда угодно. С Крамом вот Гарри чуть ли не в Запретный лес по первой просьбе пошёл. Нет, нужно устроить целый концерт с собой и ребёнком в главной роли. Но с Дамблдором-то что? Вот это вот главный седовласый психолог-философ всех книг? У меня такое ощущение, что его подменили. Настолько странно он себя ещё не вёл.

Гарри Поттер в конце "Кубка огня" испытал глубочайшее потрясение, пережил смерть друга и потом вернулся в ненавистный дом. Пацан всегда был вспыльчив, Дамблдор не мог не предположить, как на него подействует ничем не оправданное равнодушие. Он боялся, что при зрительном контакте с ним в глазах Гарри проскользнёт гнусная змеиная рожа? Ну так не смотрел бы на мальчика, блин! Только одному Дамблдору было известно, насколько важно изучение окклюменции и почему Гарри не должен поддаваться на провокации своих видений, но он решил передать информацию через самого ненавистного Гарри человека во всём мире - Северуса Снейпа. Я даже не знаю. С куда большим успехом он мог попросить передать Гарри не заниматься окклюменцией никогда в жизни. Вот тогда Гарри Поттер бы лучше всех сознание закрывал. Ладно, Дамблдору страшно, что случится, если именно он будет давать уроки Гарри, но рот-то, вместилище сахарных долек, у Дамблдора был! Ему ничего не стоило с Гарри поговорить ради его же, Гарри, блага. И уж полагаться на то, что Снейп пересилит свою ненависть к Джеймсу и изобретёт специально для Поттера приятный метод обучения, чего он за всю свою преподавательскую деятельность не сделал, со стороны Дамблдора - неадекватно. Как будто он вообще Снейпа все эти годы не видел, не слышал... Северус без хорошего пинка, взбучки и инструкции с указаниями, как же учить драгоценного Гарри, не мог сделать того, о чём Дамблдор его просил.

Если бы наш модник просто хорошенько поговорил с Поттером, втолковал ему всё со всей серьёзностью, на которую он способен, то члены Ордена феникса могли тянуть время ещё сколько угодно, Волдеморду только божок из машины помог провернуть такой тупой план.

Твои страдания доказывают, что ты остаешься человеком! Боль — удел человеческий…

"Орден феникса" - это книжка о гигантских, отчасти неоправданных ошибках. Весь груз ответственности за смерть крёстного Гарри несёт Дамблдор. Дамблдор несёт ответственность и за все нервные срывы Гарри, за его агрессию и безрассудство. Но страдать из-за бездействия великого чародея придётся не ему самому, а пятнадцатилетнему мальчику.

Я также считаю, что и Гермиона тут наделала ошибок. По крайней мере, той Гермионе, которую вижу я, тоже есть, за что себя простить. Она самая сознательная ведьма на своём факультете и единственная понимала громадную важность окклюменции, видела подвох в том, на что Гарри закрыл глаза. Именно она остужала пыл мальчишек, которые принимались клеветать на Снейпа, потому что доверяла Дамблдору. Оттого так странно выглядит, что она внезапно забыла о возможности рассказать видение Гарри Снейпу с самого начала.

Когда Гарри и КО с ребятами из ОД добрались до Лондона на фестралах, Гермиона не попыталась связаться ни с кем из Ордена Феникса. Они освободились от Хогвартса и от Амбридж, все возможности для этого были, а Гермиона с самого начала подозревала неладное. Конечно, она не могла оставить неадекватного Гарри, но задержать его всё же можно было. У Гермионы явно есть что обдумать после событий Отдела тайн.

Гарри за все свои ошибки заплатил крайне жестокую цену. Он долго будет страдать от мучительного чувства вины.

Волдеморда - одна сплошная ошибка. Он существует, и мне уже поэтому его жалко.

- А на первом курсе, - объявил Невилл, - он спас филологический камень от...
- Философский, - прошипела Гермиона.

Фильмы нравятся больше.

Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Орден Феникса»
Продолжение истории о мальчике, который выжил. Это уже не светлая и волшебная история, это история борьбы и дружбы, история потери близких и начало открытой…
OlgaVladimirovna
livelib.ru
Джоан К. Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана»
С этой книги начался (и думаю, не у меня одной) интерес к истории Мародёров. А затем пришла и великая Любовь. Потому еще раз перечитать то, как раскрывается…
Queen_Gerda
livelib.ru
Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Орден Феникса»
В этой книге взрослеет не только Гарри. "Взрослеет" и сама история: тайные общества (Орден Феникса и Отряд Дамблдора), смертельные битвы с опытными и опасными…
FadeiMered
livelib.ru
Регистрация по электронной почте
Пароль будет создан автоматически и отправлен вам на почту, или ввести пароль самостоятельно
Регистрация через соц. сеть
После регистрации Вам будут доступны:
Персональные рекомендации
Скидки на книги в магазинах
Что читают ваши друзья
История чтения и личные коллекции