Больше рецензий

aleksandra_sneg

Эксперт

Блуждающая по мирам)

24 июля 2019 г. 16:23

1K

5 "На то и жизнь, чтобы лучше нас истории сочинять."(с)

Я, видишь ли, вот что заметил: чем ярче горит маяк, тем больше народу его видит – наши видят, не пришельцы с Изнанки, я имею в виду. А потом тоскуют, сами не понимая, о чем, как будто синий свет маяка – привет с их тайной далекой родины. И, что особенно важно, живут потом так, слово эта тайная далекая родина у них действительно есть. По-настоящему, на всю катушку. Потому что только тоской о невозможном, несбыточном жив человек. Я точно знаю. Много раз проверял.

Когда в прошлом году вышел седьмой, заключительный том "Сказок старого Вильнюса", я загадала: пусть теперь будет новый цикл, с тем же Фраевским вектором "человек может всё, если находит в себе смелость выйти за рамки привычного", но с другими героями и другими сюжетами. Лишь бы не слабее, чем про Вильнюс.
В итоге Мироздание обработало мой запрос, и у Фрая начала выходить трилогия на основе одного из "вильнюсских" рассказов, причём это именно тот рассказ из четвёртого, кажется, сборника, который перевернул мне душу.
Со многими героями мы уже встречались в "Сказках". Довольно многих видим впервые. И, о ДА, это именно тот же вектор, учебник демиургии в повседневной жизни, строго говоря - не книга, а мир (миры), не "герои" тут, а родные до уязвимой сердцевины люди и нелюди.
Со своими характерами и страстями, задачами, долгом, играми и взаимоотношениями.

Порой только тогда и выясняется, кто тебе по-настоящему дорог, когда понимаешь, что не можешь простить ему то, что легко спустил бы всем остальным.

И, как всегда у Фрая, всё о чем он рассказывает, чертовски созвучно не столько моим мыслям даже, сколько всей моей жизни, которую живу. Чистая, нефильтрованная синхрония.

Сперва читать было трудно - каждая глава про отдельного человека (условно назовём их так, а многие из них и действительно - люди), их истории идут до поры разрозненно, перехлестываясь со временем. Повествование держится не на динамичном сюжете, а на важной концепции, стоящей за сюжетом - той, что о Маяке.
Если обычно книги Фрая всегда были многослойными, и верхний слой являл собой уютную обнадёживающую историю с кучей тактильно-сенсорных приятностей (кафе, фонари, вкусный кофе), а глубинный слой, второе дно, уже рассказывал о тёмной, сырой, тяжёлой и жизнетворящей магии и работе шестеренок мироздания (до второго слоя, как я заметила, доныривал закономерно не каждый, кто-то брал себе исключительно милоту поджаристой корочки), то в этой книги тема смерти, тоски, одиночества, работы с вероятностями и обретения личной силы сразу встаёт в полный рост. Тут есть, конечно, и пикники в плетенных креслах на высоте пятого этажа, и дух-Хранитель Города, становящийся котом, и смешные шутки временами, но больше всё же сложных, страшных, честных и прекрасных тем, вскрывающих наши психологические защиты от непостижимо го, с характерным звуком: "чпок!".

Удивительно все же, как уживаются в человеке мечты о чуде с полной неготовностью к тому, что чудо однажды может случиться, и с удивительной способностью притянуть за уши первое попавшееся рациональное объяснение, худо-бедно себя успокоить и больше никогда о случившемся не вспоминать.

Я с зимы не могла добраться до первого тома, все время что-то шептало на ухо "не сейчас". А вот летом радостно взялась-таки: время пришло.
Впереди ждёт, настаивается, перебраживает второй том. Ну, тоже чтобы оказаться в моих руках точно в срок.
А я потихонечку предвкушаю, разгребая те личные инсайты, которые вызвал Тяжёлый свет Куртейна: Синий.

«Что мне теперь делать с этим… с этим вот всем, что было?» – и Люси сразу, без колебаний сказала как есть, хотя до сих пор никому из счастливо возвращенных домой с Изнанки никогда ничего подобного не говорила: «Помнить, ничего не бояться, верить себе, быть благодарной, любить и тосковать».

Комментарии


Ты так вкусно рассказываешь, что мне аж неудобно, что я так и не добралась до автора)


Автор давно и прочно любимый, и даже как-то больше, чем просто любимый - мой. Причём "совсем своим" он стал далеко не с циклов про Ехо, и когда Фрая ассоциируют только с Ехо, меня это раздражает почти так же, как когда его называют "фэнтези".

Думаешь добраться однажды, или нет таких планов?
(На всякий случай скажу, что если добираться - то не с этой книги точно, она явно не для первого знакомства).


и когда Фрая ассоциируют только с Ехо, меня это раздражает почти так же, как когда его называют "фэнтези".

Понимаю, меня так бомбит, когда слышу про Кинга король ужасов.
Думаю, но меня смущает размах и количество подциклов, так как циклы я читаю только по порядку))


Ой, да. Я сейчас тоже за Кинга обижаюсь и злюсь, когда вновь всплывает этот Король ужасов. Так что, пожалуй, мы друг друга понимаем. ;-)
С подциклами все не так страшно (на мой взгляд), достаточно просто принять как данность что Фрай всю жизнь пишет одну огромную Книгу - с совершенно разными, вполне самодостаточными сюжетами, но герои иногда встречаются, пересекаются, уходят и появляются вновь из книги в книгу.
На мой взгляд Фрая стоит начинать со сборников рассказов (если будет интересно - напишу, с каких). И если весьма специфичный взгляд на мир автора "попал" в тебя, то есть смысл продолжать уже в любую сторону, а если нет - ну, понятно.)
Но вообще это так, для большего понимания структуры, если ты все равно думаешь читать.
Рекомендовать не рискну точно. Тот случай, когда чуйка сама должна привести.)


Ага, понимаем))) И я рада, что и тебе теперь за него в таких ситуациях тоже обидно))

с совершенно разными, вполне самодостаточными сюжетами, но герои иногда встречаются, пересекаются, уходят и появляются вновь из книги в книгу.

вот в таком случае мне читать строго по порядку, иначе буду беситься)
Именно со сборников? а если отдельные рассказы из них брать? или не то получится?


))))
А там нет порядка. Я абсолютно серьёзно. Разве что в циклах логично читать книги друг за другом.
Вот кстати про отдельные рассказы я думала раньше, чем ты спросила, и... в принципе можно читать отдельные рассказы, но я бы не рекомендовала, особенно в тех же "Сказках Старого Вильнюса" - там от сборника к сборнику меняется настроение, тональность, и, по-моему, это важно. Ну и рассказы про Духов-Хранителей Города и Граничную Полицию всё же чуточку взаимосвязаны.

А вот сборники "О любви и смерти" (не бойся, там не та любовь, где люди тупят в романтику) и "Ветры, ангелы и люди" можно раздраконить на отдельные рассказы, пожалуй, без каких-либо потерь. Это не циклы, это все же совсем сборники.


А насчет того чтобы начать с начала и прочитать в первую очередь Чужака что скажешь?))) Насчет рассказов спасибо за подробный ответ, все вполне понятно) сохраню коммент и, если поймаю настрой, с удовольствием воспользуюсь твоим советом)))


Да всё можно, но я тем кто только начинает читать Фрая стартовать с "Чужака" обычно не советую. Это первая книга из серии Лабиринты Ехо (сначала идут Лабиринты, потом Хроники Ехо, потом - Сновидения Ехо, последние пишутся до сих пор) и первая книга Макса Фрая вообще (их изданных, по-крайней мере). И по сравнению с тем, как автор пишет сейчас, будем честны, "Лабиринты" - слабее, и, в принципе, довольно спорные. Они хорошие, там уже есть ценные мысли, харизматичные персонажи и вот это всё... но, как по мне, через первые две книги (Чужак и Волонтёры вечности) надо подраться, закрыв глаза на чрезмерную лёгкость повествования, напоминая себе, что серьёзное будет дальше. Ну, начиная с "Тёмной стороны" становится легче, к моменту "Тихого города" даже хорошо, но все равно, риск испортить себе впечатление об авторе для знакомства выбрав его первые книги, на мой взгляд, есть. Впрочем, многим заходит. =) Многим нет. Многие, кто с удовольствием читал по мере выхода в 90-х и начале нулевых, сейчас уже не могут перечитать.
Потому я считаю что сборник рассказов - это лучший тест на совместимость с автором. Если зашли рассказы, написанные в конце нулевых - в начале десятых, можно уже и в Ехо, если так хочется по порядку. Если резонанс не пойман... ну, там уже читателю решать, давать ли второй шанс автору, или нет.
Как-то так, на мой взгляд. Выбирать тебе. =)


Ага, поняла тебя, спасибо, будем думать, будем пробовать под настроение)


Ага, советуйся с чуйкой. ;)


Пропустила я что-то эту книгу у Фрая. надо наверстывать. Да ещё ты так классно о ней написала.)


Спасибо. ^^ Я, конечно, и десятой доли впечатлений не уложила в рецензию - там очень много переживаний было в процессе.
Надеюсь, ты прочтёшь и тебе понравится.) Это трилогия будет, и есть уже две книги - Синий и Жёлтый. Лучше всего если перед этим прочитаны все сказки Старого Вильнюса, хотя как по мне - совершенно не обязательно.))


Прочитаны не все, мне что-то последние по настроению не очень. Немного грустные что ли.. после четвертого томика остановилась. Но всё ещё впереди.)


Ну они, кстати, после четвёртого томика реально стали грустнее, и вот первый том "Тяжёлого света" прям такой... в чем-то суровый. Но во многом юморной, и очень светло про дружбу, и про то, что человек такая зараза - со всем способен справиться, при должной подготовке) Так что в депру закономерно не загнал, скорее вынул из чего-то похожего. =)


Меня Фрай как раз обычно вытаскивала из состояния глубокой печали. Как лекарство.) За это и люблю!) А книгу утащила в "Хочу прочитать".


Я думаю эта книга не подведёт)
Когда прочитаешь, с удовольствием прочту твою рецензию - сравним впечатления).


Да, сравним!) Впечатлениями обязательно поделюсь.


Автор - загадка для меня пока :)


Загадка - потому что пока ещё ничего у него не читала?)


Именно :) вообще часто слышу об авторе, но как-то в раздумьях пока...


Я в данном случае не решусь рекомендовать. Слишком любимый автор для меня, но специфичный и подходит далеко не всем. К его книгам, наверное, личная интуиция должна вывести.


Понимаю, есть такая категория авторов, которых боишься посоветовать. Потому что сложно угадать и потому что будет не по себе, в случае если книга кому-то по совету не зайдет от слова совсем.


Именно так.