Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

23 июля 2019 г. 14:06

2K

3.5 Агенты Истины.

Сюжет книги развивается по типу эстафеты, но прежде чем один герой сумеет передать эстафетную палочку, нужно отыскать следующего участника. Можно обозначить искомые фигуры Х1, Х2, Х3.
Время движется по другому принципу: каждый из иксов, принимая эстафету, переносит читателя в прошлое.
Прочитав книгу полностью, можно пройти три эстафетных круга и поставить неопределённую точку последней 60-ой главой.

Итак, от современности - в прошлое!
Первый отрезок эстафеты: Кёртис ищет Стэнли Гласса. Получив задание от Деймона авансом, так как взять на постоянную работу тот только обещает, Кёртис практически не знает сути дела, но он знает Стэнли - профессионального карточного игрока. Единственная известная величина - время, отпущенное на поиски и оно ограничено. Постепенно Кёртис понимает, что его наниматель ведёт скрытую игру. Этот принцип сохраняется на всех этапах эстафеты: настоящая информация собирается по крупицам, ход поисков не ясен, на втором плане мелькают подозрительные лица.
Второй отрезок эстафеты и погружение на несколько десятилетий в прошлое: Стэнли ищет Эдриана Уэллса, автора поэмы "Зеркальный вор", прочитанной им многократно от корки до корки. Он знает стихи наизусть, но не может понять их истинного смысла, чувствуя скрытую тайну. Он хочет расспросить Уэллса о главном герое - Гривано (имя упоминается в тексте 1006 раз).
Третий эстафетный этап посвящён поискам, которые ведёт Гривано. Этот отрезок самый таинственный и загадочный, овеянный магическими заклинаниями и алхимическими миазмами. Читателю разрешат присутствовать в дальнем углу мастерской, наблюдая старинный секретный способ выплавки стекла; вскользь познакомят с Джордано Бруно по прозвищу Ноланец; частично раскроют секрет Великого Делания на основе человеческих фекалий...

Присутствует в повествовании-соревновании и эстафетная палочка. Её роль отлично выполняет книга "Зеркальный вор" Эдриана Уэллса (Мартин Сэй не зря вынес название на обложку своей книги).
Обнаружить главную идею книги сложнее - слишком много поисков, недомолвок и загадочных концепций. Но если присмотреться к связующим звеньям, а они мелькают в каждом времени вопросительными знаками, то есть замысловатыми картинами, можно заметить постоянные намёки на "пучины искусства и поэзии".

Моментальное воздействие образа, негативное пространство пустого листа, глубина потенциальной детализации — это все вещи, которые в равной степени важны и для поэтов, и для живописцев, не так ли?

Это лишь одно из утверждений, на которое тут же находится контрпример:

Я тоже люблю живопись, но картины не могут существовать в потоке времени. А стихам для существования даже бумага не обязательна. Они возникают и состоят из живого дыхания.

Подобные споры не для меня, но на картины я внимание обратила.
2003 год, музей отеля, в котором остановился Кёртис. На стене полотно, которое он точно где-то видел ("Осень" Франческо Бассано (1549–1592) . Читатель тоже его видел. Где?
1592 год. Эту же картину рассматривает Гривано в гостиной сенатора и даже слушает историю из жизни художника.
Случай с полотном Бассано не единственный. Есть ещё репродукция старинной карты: остров в форме индюшиной голени, наблюдаемый с высоты птичьего полета.
Вот мы наблюдаем её глазами Кёртиса на стене позади регистрационной стойки отеля. А вот уже Стэнли рассматривает заключенную в раму географическую карту в кабинете Эдриана Уэллса.
Случайно ли автор заостряет наше внимание интересом своих героев к подобным штрихам? Уверена, что не случайно. Аналогичные фишки разбросаны по всему тексту, призывая читателя: найди мне пару! Картина Тёрнера, татуировка на спине Вероники, полотно с разноцветными пятнами в доме Уэллса... Мартин Сэй играет с читателем или пытается придать довольно запутанной истории ещё более таинственный вид, щедро замешивая в сюжет алхимию.

Описав собственные впечатления и размышления, понимаю. что сделать выводы не удаётся. Сложное строение "Зеркального вора" напоминает трёхпалубный корабль, соединённый хлипкими сходнями и сочленениями. Куда внятнее смотрелись, читались и толковались три отдельные книги, вместо этой неуклюжей конструкции, начиненной тайнами, видениями, путешествиями в Зазеркалье, заговорами и поиском истины...

Картина "Осень" Франческо Бассано
картинка varvarra
Описание картины позаимствую у автора: "Лишенные какой-либо индивидуальности работники, шаткие груды яблок в корзинах, несуразные орудия труда. Тем не менее при всей абсурдности этой картины она задевает за живое. Каждая деталь как будто намеренно противоречит личному опыту, пытается заменить поблекшие воспоминания яркой абстрактной псевдореальностью, сотворенной и контролируемой художником. Последний даже счел возможным изобразить кентавра на облачной гряде вдали, а сами облака имеют зеленоватый оттенок, как бы перекликаясь с призрачным пейзажем..."

Книга прочитана в игре Долгая прогулка (бонус).