Больше рецензий
21 июля 2019 г. 19:32
3K
2.5 Все есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. (с)
РецензияПрежде чем перейти к самому обсуждению данного сборника лекций по буддизму, хотелось бы отметить тот факт, что я вообще не планировала брать и читать что-то по религии, но после изучения «Законов Ману» (индуизм) мне захотелось почитать о такой мировой религии, как буддизм, которая имеет влияние в Индии, КНР, Японии, Вьетнаме, Тибете, Европе в целом, России, Америке. Всё начиналось так плавно, но под конец мне становилось жутко скучно, но не от самого буддизма или его учения, а от того, какой «стиль» изложения, какая сложность у лекций Евгений Алексеевича Торчинова, известный буддолог и ученый-религиовед. Несмотря на то, что курс лекций рекомендован, как сказано, «студентам востоковедных, философских, культурологических и иных гуманитарных специальностей и всем, интересующимся религиозно-философскими учениями Востока» (я из гуманитарной специальности, но без изучения религиозно-философских учений), казалось, как будто я читаю религиозные каноны без интерпретации и комментариев. Мне подпортило впечатление, снизило интерес те огромные сложные предложения, после которых становилось трудно понять, а чем всё начиналось и как всё вообще связано. Это критика не к самому содержанию лекций (здесь содержание — это показатель знаний самого ученого, и видно, что он не просто так известный буддолог), а к тому, как это излагалось. Возможно, студентам вышеупомянутых направлений было бы проще читать.
Для начала стоит сказать, что это курс лекций Е. А. Торчинова по буддизму (происхождение, история развития, школы, направления, развитие в разных странах, интерпретация, основные учения и так далее). Книга состоит из 10 важных тем: предпосылки возникновения буддизма, основы буддийского учения, школы и направления буддизма и так далее. Кроме того, сюда входят некоторые важные канонические источники буддизма, которые представлены уже после лекций. Там комментарий от Торчинова и сам текст источника. Больший интерес у меня, конечно же, вызывали лекции, особенно первые три, которые более-менее понятны будут любому читателю. Остальные (доктринальные тексты, буддийская философия, традиции) — уже сложнее для чтения и понимания. Я затрону первые две темы, чтобы вкратце описать саму книгу.
Пtервая лекция посвящена предпосылкам возникновения буддизма. Всё начинается с того, что буддизм является мировой религией, обозначается актуальность темы лекции. А затем подробно расписывается история происхождения буддизма на его традиционной родине — Индии; говорится о причинах. Автор привел весьма интересное замечание по поводу причин возникновения:
Вообще-то это неблагодарный вопрос, и, следуя совету выдающегося французского историка-медиевиста М. Блока, нам не следует предаваться «фетишизму истоков» и надеяться на то, что знание причин возникновения буддизма раскроет для нас его суть.
В какой-то степени это и правда, знание причин — не значит знание сути. Но в то же время нельзя сказать, что причины не надо знать. Мне присущ тот самый «фетишизм истоков», так как мне интересны факты возникновения тех или иных учений, государств, предметов и так далее. А уже после этого занимательнее изучать предмет изучения, его историю и развитие.
Историю появления Будды я знала вкратце, без подробностей и мелких деталей, которые будут указаны в этой лекции. Читать это — приятно. Осознавать — невероятно. Почему? Потому что это настолько выше осознания, что трудно представить, как это все происходило. Конечно же, можно подумать, что тот «белый слон» всего лишь символ, метафора появления великой личности — Будды, но вот дальше… Просто невероятно то, как люди начинают думать о реальности вот таким образом, как представлены в этой лекции и в последующих. Буддизм, как по мне, — сложнейшая религия; а его философия кажется «невыносимой» (не в плохом ключе), и от этого интерес ещё больше.
Буддийским Каноном является Трипитака («Три Корзины»). В настоящее время есть 3 варианта этого канона: палийская (Ланка, Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Лаос); два варианта махаянской Трипитаки (китайская и тибетская). Была до этого и санскритская, но этот вариант не дожил до наших дней из-за завоевания мусульманами государства Палов.
Вторая лекция уже повествуют об основах буддийского учения. И прежде всего надо сделать очень важную ремарку, которая обозначена в самом начале лекции:
Разговор об основах учения буддизма следует начать с одного существенного замечания. Дело в том, что никакого «буддизма» как такового, «буддизма вообще» не существовало и не существует. Буддизм (на что еще в 1918 г. обратил внимание классик отечественной и мировой буддологии О.О. Розенберг) исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии.
Этот факт может поразить (меня в том числе), так как в таком контексте о буддизме я в целом не думала. Вот ради таких моментов, по крайней мере, я читаю и узнаю что-то новое о религиях (даже если в общих чертах).
К основным идеям буддизма относятся — Четыре Благородные истины, учение о причинно-зависимом происхождении, карме, доктрине анатмавады (не-души), кшаникавады (о мгновенности), буддийская космология. Тема о страдании наверняка многим известна. И учение о страдании — Первая Истина.
Все есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Поистине все пять групп привязанности суть страдание.
Вторая Истина — о причинах. Сюда входит и учение о карме. Автор подробно разбирает понятие «кармы» и отмечает то, что многие в настоящее время неправильно интерпретируют и понимают смысл этого слова. Наверняка вы замечали, что многие люди используют карму как судьбу? Так вот, не надо, как отмечает автор, говорить о карме как о «судьбе». Она может пониматься нами как «дело», «действие»:
Таким образом, карма — это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего.
Третья Истина — о прекращении страдания. Учение о Нирване:
Как врач, сообщающий больному благоприятный прогноз, Будда утверждает, что несмотря на то, что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.
Причем стоит сказать, что сам Будда не давал понятия слову «нирвана», он обходил его стороной, скажем так. И в этом есть свой смысл. «О чем нельзя говорить, о том следует молчать».
Четвертая Истина — о пути (прекращение страданий). Здесь описывается подробно Благородный Восьмеричный Путь. Кроме того, весь путь делится на 3 этапа: этап мудрости, этап нравственности, этап сосредоточения. Каждому из них присущи свои ступени.
Одним из важных моментов в буддизме — этот то положение, что как таковой личности не существует. Личность — это обозначение совокупности элементов, не более. При этом отрицает существование «Я».
Выводы:
Таким образом, резюмируя вышесказанное, следует отметить, что буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний — дхарм.
И затем подробно Торчинов останавливается на дхармах; приводит понятие и классификацию; и потом переходит к теме космологии в буддизме. В остальных же главах он останавливается подробнее на направлениях школах буддизм: что они из себя представляют (Хинаяна и Махаяна), какие учения у них, какое влияние, у кого они преобладают; затем об определенных канонах в буддизме и так далее. Все это, по сути, уже углубленное изучение, но почитать стоит, если есть интерес к теме.
Буддизм — это не просто религия, это целая культура и образ жизни людей. Узнавая историю, школы и направления (которые настолько различны, так по-разному видят мир), становится ясно, что жизнь — реально сложная штука. Буддизм умеет удивлять и восторгать. В целом, оценивая эту книгу с курсом лекций, я могу сказать, что не все лекции настолько сложные или непонятные. Есть достаточно простые для понимания (например, первые две и последние две). Какие-то из них сложны те, в которых автор расписывает настолько подробно, что предложения чуть ли не целый большой абзац. В таком плане помогает членение предложений, чтобы становилось проще понимать. Ведь лекции для студентов созданы не для того, чтобы показать верхи знаний, а показать, что за буддизм и что это значит (можно и сложными, и простыми словами, но главное, понятными). Увы, книга не всегда радует именно понятными словами. Одно дело, когда ты читаешь канон с комментариями, другое — лекцию, которая должна быть обработана преподавателем, ученым и так далее. Понравилась та информация, которая раскрывает сущность буддизма в разных странах и в мире, в целом. Радует то, что в лекциях полно интересных фактов, которых вы можете не знать, неправильно интерпретировать в настоящее время из-за массовых статей «умных людей» (ни в коем случае не осуждаю и не принижаю, а говорю о том, что многие неправильно понимают и потом неправильно передают информацию другим). Советовать или нет — я не могу, так как лично мне, в целом, курс не настолько принес много удовольствия, хотя чаще всего даже сложные темы (даже не по моим интересам) могут принести большее наслаждение. Есть систематизация в изложении информации, но нет, по моему мнению, правильного подхода к объяснению сложных моментов. Вот это самый главный минус. В данном случае нужно читать тем, кто реально увлекается буддизмом, культурой Востока и Индии. В остальном же — можно изучить выборочные лекции (например, первые две, можно ещё третью, так как там поясняется, в каком виде буддизм стал популярен в мире).