Больше рецензий

20 июля 2019 г. 16:31

1K

2 Квест по татарской мифологии.

И моя жизнь напрасно шла: на гитаре играть толком не научился, папу с мамой упустил, сестру потерял, убыродавом не стал, что за четверть по географии вышло, так и не узнаю.

картинка InniS

После Алексей Толстого и его "Упыря" и "Семьи вурдалаков" перешла к более современному варианту страшилок на вампирскую тематику, с национальным колоритом и подростковым изложением. Многократно расхваленный "Убыр" произвел впечатление сырого, неотредактированного текста, временами неконтролируемого графоманства , для придания экзотичности, напичканного цитатами из русско-татарского словаря. Сюжетно - вроде бы все срабатывает как надо: таинственные события, заброшенные кладбища, внезапные изменения в поведении близких людей, преподнесенные с точки зрения 14 летнего подростка и от этого выглядящие более бытовыми, не лощеными и пугающими. А вот дальше для меня сплошные минусы: непонятно что за эпоха, нет тех самых бытовых мелочей, легких штрихов, придающих повествованию оттенок узнаваемости, проникновения. Характеры персонажей: автор честно старается: и папа у героя строгий, но пошутить умеет, и мама - сторонница порядка, умница и красавица, сестренка - капризная, но обаятельная любительница лошадок, но вот от этого только хуже становится, картонные они все, штампованные, и еще до появления убыря - неживые, включая самого Наиля. Разве так разговаривают и ведут себя подростки в этом возрасте? - автора явно кто-то обманул, обязательно через слово вставлять таинственный "копец" и в качестве глаголов использовать такие прям крутые - "заорал", "рванул", "дернул"- от этого и текст дерганый, суматошный, невнятный. Сцена побоища в электричке - просто громыхает , сверкает, крутится, вертится , напрашивается на кинематограф, кстати, интересно, автор сценарии к клипам не писал, очень стилистика похожа. Сошлись в одном вагоне и убыр-страшилище и гопота с удмуртским акцентом, и полицейские-недотепы, и даже маньяк-педофил с ножичком, тесновато им там должно быть, вот и мелькают руки, ноги, зубы, пистолеты, ножички. Отсмеялась, буквально до слез, потом переместилась вместе с героями уже совсем в "гости к сказке", баба-яга со черным котом и избушкой, домовой-обжора, болотные огни и опять герой мечется, падает, куда-то проваливается, а автор словно план выполняет по динамике, но получается сумбур, суета, и в конце - какой-то бойскаутский лагерь для юных следопытов. Отдельно хочется о языке- не фанат я национального колорита, возможно поэтому, мне тяжело воспринимать постоянные вставки из татарского языка, лингвистически тяжело воспринимать внутри фэнтезийного произведения даже короткие экскурсы в историю и фонетику тюркского языка. Зачем и кому нужен этот национальный популизм? Для целевой аудитории 12+, на которую видимо рассчитано произведение это явно ненужное отягощение, для более взрослых читателей - забавные шарады. Когда их становится многовато, начинают напрягать , отвлекать внимание от и так скачущего и дрыгающегося повествования. Абсолютное недоразумение, еще и с претензией на "родину слонов". Иначе как объяснить утверждение, что татарские убыри - прародители всех европейских упырей и вурдалаков.