Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

19 июля 2019 г. 19:34

187

5 Мотивы мотива

Опять непонятны мотивы издателей, выпустивших из названия книги «Темная сторона разума». Понятно, что в оригинале идет игра созвучиями «mind» - «moon». Но вовсе отменять Темную сторону – быть не в материале.

Ведь книга представляет собой тот тип научпопа, когда коллектив серьезных исследователей пишет о не менее серьезных вещах на примере масскультурного материала, известного практически каждому. Трэвис Лэнгли собрал разношерстную и разностилевую команду (это чувствуется даже в переводе), чтобы наука психология оказалась невероятно прозрачной и важной.

Содержание культовой сказки «Звездные войны» рождалось вовсе не из желания угодить публике, жующей попкорн. Книга демонстрирует, что популярность рождается не только от попадания в повестку дня, игру с ожиданиями, политическими и социальными настроениями своего времени. Джордж Лукас обильно воспользовался достижениями психологии в их доступном для него варианте. И пока за десятилетия тускнел и устаревал фантастический дизайн, история возносилась до мифологического масштаба. Проработав мировое культурное наследие, моральные и нравственные ценности, штампы и стереотипы европейского человека, Лукас создал сагу, породившую в свою очередь целую культуру. Может, потому новая волна франшизы и вызывает удивление у современного поколения, которому в силу ретро-наслоений тяжело по достоинству оценить оригинальную задумку. Впрочем, книга не о величии «Звездных войн» и талантах их создателей (хотя и этому уделяется место: например, целый раздел посвящен композитору Джону Уильямсу, где проведена музыковедческая экспертиза его творения).

Местами психологи, по большей части имеющие ученые степени, вскрывают сценарные коды, основываясь на теориях и практиках, доступных создателям «Звездных войн». Местами кажется, что они поступают как «британские ученые», проецируя некоторые научные теории на совершенно случайные моменты. Отчего герои саги оказываются куда более человечными и сложными, чем они выглядят на экране. То есть, у них появляется заэкранная жизнь, а сюжет анализируется с позиций реальной истории. Конечно, это «игра в бисер». Ценнее то, что все авторы не ограничиваются исключительно SW, а знакомят читателей с этапами развития психологической науки, базовыми экспериментами, трудами. Они не стесняются не раскрытых терминов и приводят обширный список использованной литературы.

Таким образом, SW, как отражение мифологического сознания, поворачивается научной стороной и позволяет задуматься о социальном устройстве от собственной личности, через семью, до судеб государства. Авторы отражают задавленные желания и отработку психологических сценариев, заложенных как природой, так и общественными установками. Для тех, кто в деталях знает сюжет и персонажей саги, книга кажется удачно и остроумно проиллюстрированной. Одновременно это и ее слабое место – нередко фантастическое устройство вселенной не раскрывается, и свободная работа с эпизодами сюжета затрудняет восприятие аналитической части.

В итоге для чтения нужно подготовиться – пересмотреть шесть эпизодов SW . И, не становясь фанатом, полюбоваться, как человек борется со своей реальностью, трансформирует ее. Первоначально создав.