Больше рецензий

18 июля 2019 г. 09:10

888

5 Эти опавшие листья. Название говорит само за себя!

"Эти опавшие листья" 1925 года, от Олдоса Хаксли, которым еще далеко до глубокого и философичного романа "Слепец в Газе", но уже близко до другой объёмной новеллы "Контрапункт". Близко стилистически и по содержанию. Всё такая же многоголосица разных людей, но не просто людей, это же Хаксли, а высшего света Англии и Италии.

Даже несмотря на то, что роман "Эти опавшие листья" написан в 1925 году, на его "листках" уже есть размышления писателя о 2000-м годе, когда публицистика, журналистика и литература потеряют свой смысл и превратятся в фарс. Это правда. Это и случилось. Мы читаем о великих спортсменах в газетах, на сайтах, только тогда, когда они выигрывают финал или доходят до 1/4 финала, а когда спортивный чемпионат проходит, все о нём благополучно забывают через 3-4 дня.
Параллель провёл Хаксли с выгравированной и вечной мозаикой Древнего Рима своих спортсменов. Чтобы помнили всегда! Чтобы помнили их гладиаторов и спортсменов многие поколения вперёд! А не 3-4 дня...
Зато жизнь этрусков до завоевания римлянами была много тривиальнее: охота, любовь, размножение, пляски.

Хаксли не был бы собой, если бы не ввёл в роман несколько действующих лиц, которые несут устами пустопорожнюю риторику. Особенно в последних главах. Из-за этого, кстати, нет ощущения обмана, нет ощущения, что писатель обманул читателя красивым названием. В последних главах, в отличие от первых, которые просты как пареная репа, Хаксли даёт понять, что вот она развязка, вот он завершённый конец. Из ниоткуда всё вышло, в никуда и уйдёт.
Мистер Кардан, мистер Челайфер и мистер Кэлами: троица светских львов, обсуждают и ехидничают между собой. Типичная лондонская и итальянская элита начала 20-го века. Злословия и философские мысли на счёт 20-го столетия, на счёт жизни и смерти переплетаются между собой. Может быть это и есть бессмысленная болтовня, но болтовня высокого класса! Чтобы заслужить её, нужно быть выше всех этих вонючих рабочих, всех этих людей, кто непосредственно возиться с чёрной повседневной работой.

И если честно, то я сам люблю такие салонные разговоры, осознавать, что многое из сказанного это бессмысленно, но зато ты не пасёшь корову на пастбище или не торгуешь барыгой чем придётся, подсовывая всем свой товар. Если ты Высший свет, то ты - эстет!