Больше рецензий

16 июля 2019 г. 22:11

481

2.5 В этом мире никогда не увидеть что-либо, сделанное при отсутствии желания [награды]; ведь всё, что [человек] делает, исполнено из желания. (II, 4)

картинка Caramelia
У меня продолжается «тур» по изучению древней политической, правовой и социальной культуры. Следующей «жертвой» стала древнеиндийская культура на основе «Законов Ману», больше известных как «Ману-смрити» или «Манава-дхармашастра». Перед тем, как начать читать, я понимала примерно то, что меня ожидает. Я мельком знаю о современной культуре Индии, мельком — про древнюю, благодаря парам по древнему миру и некоторым другим предметам. Я в принципе никогда не интересовалась историей и культурой Индии; возникал интерес во время написания курсовой, где Индия в какой-то мере использовалась для описания некоторых процессов. Но у меня неожиданно появилось желание почитать что-то, что связано именно с древнеиндийской культурой. Мне было достаточно сложно читать данную книгу, так как комментарии, которые приложены к тем или иным стихотворениям порой даже путали и озадачивали. Меня постоянно раздражало то, что в какой-то момент попадается неизвестное понятие, ставится сноска, а потом в комментариях пишут — «читайте, например, в главе X», — а я к тому времени где-то на VII главе. Пока я дойду до того понятия в 10 главе, я уже забуду, где возник вопрос. Это очень мешало понимаю этих «законов», так как они сами по себе сложные. По итогу я не могу сказать, что я наслаждалась чтением, например, как при прочтении «Лунь Юй» Конфуция в книге у Л. Переломова. У меня часто возникало ощущение отторжения, хотя в «законах» есть весьма интересные и занятные моменты.

О чем эта книга?

Прежде всего, стоит сказать, что эта книга содержит перевод «Законов Ману» с комментариями. Сами по себе комментарии мало что порой поясняют. Понятия и термины можно и самим найти, на самом-то деле. Возможно, у меня поднялась планка в этом плане из-за комментариев Л. Переломова, где полно и ясно обозначают и объясняют те или иные трудные, важные моменты, ссылаясь на учения, переводы других. Здесь же, если говорилось о том, что какой-то стих «спорный» (ученые/исследователи расходятся во мнении), то дальше никак это не пояснялось. Подобное характерно обычно для Википедии, где приводятся пространные предложения, которые по своей сути вода. Итак, «Законы Ману» состоят из 12 глав с 2685 стихов. Каждая из глав посвящена той или иной теме. Основные темы для обсуждения: происхождение Вселенной, варн, общества; правила жизни четырех варн; обязанности варн; обязанности царя; образ царя; обучение и изучение Веды; права женщин; семейные отношения; имущественные отношения; судебные дела и так далее. Смрити охватывает огромные спектр важных тем общества и государства.

Важно отметить тот факт, кто «Законы Ману» были не сразу сформированы, они долгое время находились в устном виде, как это и отмечается в введении к книге. В этом же введении объясняется роль этих «Законов», которая постоянно оспаривалась и оспаривается до сих пор (об этом я скажу чуть позже), объясняется и то, кто такой Ману (в данном случае Ману Вайвасвата — «прародитель живущих в настоящее время индийских народов»). В книге упоминается небольшой текст по поводу этого легендарного персонажа в древнеиндийской культуре, который упоминается во многих важных памятниках.

Во главе стола — Брахма, Дхарма и Веды. Брахма (если м.р.) считается богом творения в индуизме. Если брать Брахму в среднем роде, то это будет «мировая душа Вселенной». Дхарма (на санскрите «ведущий принцип») имеет множество толкований, например: «закон бытия», «жизненное начало», «добродетель», «учение» и так далее. В «Законах» есть своё определение дхармы, более обширное и более уточненное для контекста. У дхармы есть и противоположное понятие — «адхарма», которое также часто используется в данном произведении. А Веды… думаю, многие знают о них, хотя бы знают чисто понятие. Я никогда их не читала, и пока думаю, что не начну, для этого нужно много сил (видела, как их изучает мой дядя ещё давным-давно, и мне тогда показалось, что у меня будто голова взорвалась от прослушанного). Веды — это сборник древнейших священных писаний индуизма. В настоящее время очень часто из них используются мантры.

Я не буду останавливаться на каждой отдельной главе; обозначу основную проблематику, главные темы и интересные моменты. Среди них будут и спорные (по моему мнению!) и вызывающие отторжение.

§ Социальное устройство. В «Законах» прослеживается жесткая социальная дифференциация, которая видна на примере четырех варн (сословий) — брахманов, кшатриев, вайшьев, шудров. В той или иной главе обознаются права или обязанности варн (например, брахманы не обязаны заниматься наемным трудом, для этого есть последняя варна или рабы). Описывать каждую варну — слишком долго. Каждая из них имеет свои принципы, права. Читая стихи про это, постоянно думаешь: а это реально осуществить на практике? В «Законах» слишком сильно и слишком точно расписаны права и обязанности, за неисполнение которых можно пойти в ад, снискать «Наказание» царя, получить изгнание из царства (чаще всего это для брахманов), лишиться жизни (а уж способов у них было полным-полно). Также иногда возникало противоречие в стихотворениях, что нередко отмечалось в комментариях к ним. Например, в плане того, может ли мужчина брать в жены женщину из другой варны (более низкой, чем он сам). По сути, всё разрешено при определенных условиях, но потом всё это может быть оспорено посредством ограничений для таких замужеств потом (наследство детей). Также важную роль социальное деление, действия человека и социальная роль играет и после смерти. Здесь используется принцип перерождения: если ты, к примеру, совершишь связь с чужой женой, можешь стать после смерти растением (самая худшая участь); или, например, присвоишь себе чужие вещи, то будет тебя ждать участь животного или птицы (в какой-то мере это хорошо, тебя будут уважать после смерти, считай, если действовать по нормам «Законов»). В таком же плане расписаны судьбы людей из тех или иных варн. Этому посвящены последние главы.

§ Тема семейных отношений, которая пронизывает всё это «правовое» писание. На какую главу ни глянь, везде видны отголоски этой важной темы. Но основные главы на эту тему считаются именно III и IX. «Законы Ману», как в принципе и в большинстве древних трактатах, писаниях, использует устройство патриархата. Но именно здесь проглядывается слишком жесткое установление патриархата, на мой взгляд. В одной из глав выделяются 8 форм брака (например, ракшаса и арша), каждые из которых характерны той или иной варне. Как я уже описывала в прошлом абзаце, люди могут сочетаться с теми, кто является представителем другой варны, но впоследствии могут быть некоторые ограничения, которые позже приводятся в книге. Стоит также отметить и то, что мужчина выбирает женщину себе по красоте, по характеру (смирный, уважительный и так далее). Про красоту есть отдельные стихотворения. Привожу пример:
III, 61. Ибо, если жена не блистает красотой, она не привлекает мужа, а из-за отсутствия привлекательности муж не производит потомства.
Такое встречается очень часто в главах, если речь заходит о правах и обязанностях жены. Об этом подробнее поговорим в следующей теме. Очень важную роль при бракосочетании играют мантры. Они обеспечивают счастье для семьи. Кроме того, в почете именно те семьи, где рождаются сыновья, особенно у высших варн. В книге я ни разу (если не изменяет мне память) я не увидела и не прочитала слово «дочь», большое внимание уделяется именно «сыновьям», вследствие уготованной роли женщины в социальном устройстве данных «Законов».

§ Права женщин и их роль. Прежде всего, роль женщины сводится к одному — рождение и воспитание детей. Кроме того, они являются «украшением для отцов, мужей, братьев, деверей». Уделяется огромное внимание красоте женщины при выборе жены для продолжения рода. Не одобряются дефекты, «рыжий цвет волос» и так далее (8-10). На внешность мужа не обращается внимание (14). Важно понимать, что многие права обходят женщину стороной: для них нет права собственности (вся собственность у мужчин, а женщины, дети и рабы не имеют этого права), нет специальных обрядов при рождении, которые играют важную роль. И самое главная мысль — у женщины не может быть самостоятельности ни под каким предлогом. А также: «Ману оставил на долю женщин ложе, сиденье, украшение, похоть, гнев, подлость, зловредность характера и дурное поведение» (глава IX, стих 17). Всю свою жизнь женщина находится под защитой мужчины (отца, мужа, сына), женщины охраняемы; есть защита вдов от царя. Чаще всего я внешне отношусь ко всему подобному достаточно спокойно, но внутри происходит борьба, моя внутренняя феминистка бунтует. Надо учитывать то, что это именно древнее время, где не задумывались о фундаментальных правах женщин, тем более на Востоке. Но данную тему важно было осветить для понимания того, как могли бы относиться к женщинам по этим «Законам».
III, 8-10. Не следует брать в жены девушку рыжую (kapila), имеющую лишний член, болезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую, носящую имя созвездия, дерева, реки, название низшей касты (antya), горы, птицы, змеи, слуги или устрашающее имя. Надо брать в жены женщину, свободную от телесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя (hamsa) или слона, нежные волосы на теле и голове, красивые зубы, нежные члены.
IX, 14. Они не смотрят на красоту, им нет дела до возраста. Они наслаждаются с красивым и безобразным, считая: [„Довольно того, что он] мужчина".
§ Защита природы (в какой-то мере). Актуальная тема сейчас для многих. Прежде всего здесь ни один раз упоминается, что в общем-то вредить природе нельзя. Например, уделяется внимание употреблению мяса. Фактически потребление мяса не запрещается, но считается, что это неприемлемо в определенных случаях, так как нельзя вредить живым существам. Например, в случае жертвоприношения употребление возможно (глава V). Кроме того, говорится и про рыбу, растения. Это весьма занимательные моменты, так как, с одной стороны, в «Законах» защищается естественное состояние природы и её живых существ, но, с другой стороны, всё разрешается ради благочестивого поступка — жертвоприношения, которое может привести к высшему состоянию. Достаточно противоречивый момент, но зато занятный для анализа в настоящее время.
40. Травы, скот, деревья, дикие животные, а также птицы, принявшие смерть ради жертвоприношения, получают опять [рождение, но в] более высоком состоянии.
45-46. Кто ради своего удовольствия причиняет вред безвредным существам, тот и живой и мертвый никогда не имеет удовольствий. Кто не желает причинять живым существам страдание от уз и смерти, [а желает] благополучия для всех, тот вкушает бесконечное блаженство.
51. Позволяющий [убить животное], рассекающий [тушу], убивающий, покупающий и продающий [мясо], готовящий [из него пищу], подающий [его к столу], вкушающий — [все они!] убийцы.
§ Судебные дела и наказания. Огромное внимание уделяется этим вопросам. Есть целая глава, которая повествует о том, как должны свидетельствовать люди (в этом плане примечателен тот факт, что свидетелем должен выступать человек одного социального слоя. Дети, рабы, старики, женщины обычно не допускались. Наказание в свою очередь зависит от варны, что естественно, если в жизни права различались, то и здесь всё будет по-разному. Я не буду подробно здесь разбирать эту тему, так как можно привести массу интересных моментов из стихов, так как каждый случай хочется описать с помощью примера, а таких тут много. Так что это лучше прочитать самим. Приведу только несколько моментов, которые вызывают если не шок, то небольшое удивление:
VIII, 81. Свидетель, говорящий правду в показаниях, достигает высших миров, а в этом мире — высшую славу; такая речь уважается Брахмой.
VIII, 90. Какое бы доброе дело (punya) ни было совершено тобой, добрый человек, [заслуга от него] вся идет от тебя к собакам, если ты говоришь неправду.
VIII, 94. Вниз головой, в кромешной тьме падает в ад грешник, который говорит ложь [в ответ на] вопрос, заданный при судебном разбирательстве.
VIII, 352. Людей, домогающихся чужих жен, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет (отрезание губ, носа; кастрация).
VIII, 364. Кто обесчестит девушку против ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию; но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию, если он равен ей.
VIII, 371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и [своего] превосходства, изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.
VIII, 372. Мужчину-преступника пусть прикажет сжечь на раскаленном железном ложе; пусть подбрасывает под него дрова, пока не сгорит злодей.
§ Образ царя и его обязанности (в целом политическое управление). Царь божественен, он состоит из частиц всех богов, поэтому должен быть почитаем всеми. У него есть Сын под именем «Наказание», с помощью него он вершит правосудие. Он может делегировать свои обязанности; в этом ему помогут брахманы, сведущие в законах и в Ведах. Он следит за народом и охраняет его, ставит налоги и собирает их. Царство считалось без изъяна, если при нем был государь, его советник, город, страна, казна, войско и союзник. При этом есть шесть форм политики: союз, война, поход, выжидание, разделение (войска), поиски помощи. Армия также играла очень важную роль при царе, так как война была источником пропитания, процветания для страны и царя. Кроме этого, выделяются отдельные стихотворения, в которых обозначаются обязанности определенных государственных должностей — послов, министров, так далее. Например, посол должен знать все шастры, понимать скрытый смысл непроизвольных движений, выражений, жестов. При этом он должен быть честным, преданным, опытным, знающим место и время.
112. Как от мучения тела гибнут жизни людей, так от мучения страны гибнут жизни царей.
129. Как мало-помалу поглощают пищу пиявка, теленок и пчела, так мало-помалу царем должен быть получаем от страны ежегодный налог (kara).
134. У какого царя в стране погибает от голода знаток Веды, у того от того же голода быстро погибает страна.
149. На время совещания надо удалить слабоумных, немых, слепых, глухих, животных, слишком старых людей, женщин, млеччхов, больных и увечных.
177. Царь, искусный политик (nitijna), пусть добивается всеми средствами, чтобы союзники, нейтральные [государи] и враги не были сильнее его.
В целом это основные темы данного памятником древнеиндийской культуры. Тут еще, конечно же, упоминаются вопросы по поводу имущества и наследства, по поводу обучения и изучения Вед (порядок, ритуалы, жертвоприношения), но это достаточно сложно описать, поэтому, как мне кажется, это надо взяться и прочитать самим, чтобы уяснить с помощью контекста, что и как значит. Всё, по сути, строится вокруг социальной дифференциации, которая играет всё еще весомую роль в Индии, но уже не такую как раньше. Я обещала выше сказать, какую же роль сыграли эти «Законы». Изучив соответствующую информацию, можно прийти к выводу, что в прошлом (в древнее время и в средние века) роль «Законов» не была столь высока, больше упоминались другие великие памятники Древней Индии. Некоторые вообще считают, что это слишком утопично, идеально описано. И если так подумать, то можно посчитать, что нереально все это соблюдать без погрешностей, невозможно избежать ошибок, и, видимо, поэтому много внимания именно судам и наказаниям. «Законы» не являются юридическим документом и никогда им не были. Они имели особое значение во время британской колонизации Индии, вот тогда основы «Законов» использовались для управления страной. Поэтому исследователи приходили к выводу, что использование этих норм приводили к стагнации, тормозили развивающиеся тогда общественные и социальные системы, что было выгодно для Британской империи. Но это уже другой вопрос.

Выводы:

У меня сложились в целом не лучшее впечатление о «Законах Ману», потому что сложно оценивать то, что в принципе почти никогда не использовалось на практике (не считая период британского владычества). Если оценивать учения, важно понимать, как это будет использоваться на практике. Так в своё время считал и Аристотель, когда говорил о том, что надо не просто составлять идеальные модели государства, надо составлять модели так, чтобы было возможно претворять это в жизнь. В противном случае это может стать просто «приятным дополнением» к культуре, назову это так. В «Законах» есть интересные моменты (например, про природу, наследство и социальную дифференциацию), которые можно проанализировать, соотнести с нашим временем. Какие-то моменты (права женщин, права царей и его обязанности) вызывают сомнение и отторжение. На самом-то деле я не особо стремилась читать данную книгу, но мне стало интересно, что же за устройство таится на страницах. Возможно, я начала изучение древнеиндийской культуры и устройства Древней Индии не с того, нужно было брать более монументальное и авторитетное, но уж как получилось. Советовать данную книгу я не могу, потому что она очень специфичная и очень противоречивая. Ее стоит изучать тем, кто изучает досконально Индии, изучает Веды и мантры. Это было бы полезно. В остальном, как мне кажется, никакого интереса большого нет.
картинка Caramelia