Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 июля 2019 г. 17:31

13K

4 Orang urban

Сразу хочу объяснить, почему я так назвал рецензию. Орангутан в переводе с малайского означает "лесной человек", то есть, животное, чем-то напоминающее человека и живущее в лесу, иначе говоря, обезьяна. В романе Бёрджесса тоже показаны животные, чем-то напоминающие человека, но живущие в городе, которые по умолчанию считаются высокоразвитыми приматами, следовательно, "городскими человеками".

Что-то у меня пошла череда антиутопий, книга Бёрджесса, ведь, тоже относится к этому жанру. Действие происходит в некоем не очень отдаленном будущем, социальное устройство не очень понятно, но, судя по ряду деталей, речь идет не о капитализме и не о коммунизме, а о какой-то формации, застрявшей на одном из этапов развитого или, может быть, застойного социализма.

Перед нами история городской молодежной банды и её лидера Алекса Коротышки. Сразу на ум приходят веселые герои сказок Носова, но те коротышки были ласковые и добрые, этот же злой и опасный. Алекс и его друзья не отягощены никакими моральными устоями, они не ведают, что такое жалость, сострадание. Они нуждаются в регулярном выплеске насилия, само проявление жестокости и зверства - есть самоцель всех их действий. Насладиться беспредельной властью, продемонстрировать силу, растоптать человеческое существо, сравнять его с дерьмом - нет ничего превыше этого удовольствия для Алекса и его друзей.

И эта банда не исключение, в показанном автором мире, таких банд полным-полно, это, скорее, норма, нежели наоборот. Почти вся молодежь социума живет по правилам не закона, а насилия. Это же не организованная преступность, у которой так или иначе, существуют некоторые "понятия", играющие роль внутреннего закона. Нет, эти банды все сами по себе, они не подчиняются каким-то условностям, они, самые настоящие беспредельщики, ибо беспредел есть крайняя форма царства насилия.

Поэтому и внутренне такие банды не крепки, идет борьба за лидерство, и сегодняшний друг без зазрения совести может предать, потому что ему так захотелось. А почему бы и нет, правил-то не существует.

Вот из-за последнего обстоятельства Алекс превращается из насильника в жертву, сначала предательства, а затем и насилия уже в его адрес.

Что произошло с ним дальше, читавшим роман известно, а не читавшим – знать не надо, чтобы не пропало желание прочитать. Но всё, что с ним случится касается всё той же причины – насилия.

Насилие и есть главный герой романа. Здесь нет абсолютных положительных или отрицательных героев, полярность меняется строго в зависимости от исполняемой роли. Когда Алекс бил – он был отрицательным, когда начали бить его – он начал превращаться в положительного, его даже жалко становится. Но всё это строго по ситуации.

Более яркий пример – старикашка, любитель кристаллографии. В сцене его избиения – он жертва, в сцене в библиотеке – он уже злобный монстр, жаждущий насилия не меньше, чем его бывшие истязатели. Да, у него есть оправдание – он мстит, но это не оправдывает самого факта насилия, а вот что движет другими посетителями библиотеки, участвующими в избиении Алекса, тоже абстрактная месть лишь бы кому плохому за кого-то другого, или просто желание выплеснуть тягу к насилию?

Даже Ф.Александер, в котором критики справедливо угадывают черты самого Бёрджесса, не свободен от жажды насилия, хотя и пытается это всячески скрывать. Но, когда он начинает догадываться, кто на самом деле Алекс, он готов его убить. И, скорее всего, он участвует в изощренной пытке музыкой, после которой Алекс совершает попытку суицида. Бёрджесс безжалостен к самому себе, он признает, что не готов к прощению.

А местные политиканы, борющиеся якобы за все хорошее против всего плохого, беспринципно пытающиеся разыгрывать карту ущербного, «лишенного выбора», Алекса в своих интересах, не гнушаясь того же насилия. Кстати, типичная российская фруктовая оппозиция.

Поэтому, быть жестоким насильником, это значит, быть здоровым, то есть, быть таким как все. Когда Алекс вернулся к привычному мироощущению, он сам и все вокруг решили, что он выздоровел.

Вот и выходит, что в этом обществе все идеально и гармонично, религия и мораль утратили свое влияние, превратившись в некое картонное свое подобие, и на первый план вышло право сильного. Кто здесь и сейчас сильнее – тот и прав, идеальный закон каменных джунглей, в которых обитает орангурбан.

Позабавило использование русского языка в качестве молодежного сленга, местами было смешно и наивно, но англоязычному автору это простительно. Вот только русские слова, набранные латиницей, (перевод Бошняка) несколько притормаживали чтение, не всегда и не всё удавалось правильно прочитать с первого раза. Хотя, конечно же, хотелось бы, чтобы на самом деле наша культура оказывала на мир другое влияние. У нас, ведь, не только Достоевский, Чайковский и Кандинский…

Прочитано в рамках игры "Открытая книга"

Комментарии


Книгу люблю, а вот фильм, не смотря на бешеный темперамент и безумный талант Малькольма Макдауэлла, так и не смогла посмотреть - он намного жёстче, чем моя (не самая смирная) фантазия...


Когда её читала, было странное ощущение, как будто написано слепо-глухо-немым. И безносым к тому же. То есть, с позиции одного-единственного рецептора, тактильного. Насилие и больше ничего. Всё равно, что ради репортажа о том, как человек проводит время, поместить камеру, ну, скажем, в подмышку. А потом удивляться, как редко в нашей жизни светит солнце:) Но если читать чисто как этакую карикатуру, тогда ничего.