Больше рецензий

Martis

Эксперт

по оранжевым книгам и саморазрушению

16 июля 2019 г. 15:10

749

4 Разбросанные "фрагменты"

У душ есть ограничение по скорости, они отстают от самолетов и прибывают с задержкой, как потерявшийся багаж.


Кейси Поллард – молодая девушка, зарабатывающая на жизнь тем, что предсказывает новые мировые тенденции. Обладая особым чутьём, она может лишь посмотреть на новый товарный знак и сказать, будет ли продукт востребован на рынке. Но, несмотря на такую работу, Кейс обладает странной фобией – боязнью рекламы и торговой символики. Её новое задание, поступившее от её начальника, обещает быть непростым – нужно найти автора небольших видеороликов, так называемых "фрагментов", которые изредка появляются в сети и вокруг которых зрители разогревают нешуточные страсти.

Это было моё первое знакомство с Уильямом Гибсоном, и, стоит заметить, весьма удачное. Гибсон, известный трилогией Нейроманта про киберпространство, написал в этот раз не столько киберпанковский роман, сколько сагу нынешнему поколению, повязанную по рукам и ногам потребительством продуктов, которые им пихает бесконечная реклама и всё более изменяющая мода. В "Распознавании образов" нет как таковой фантастики и киберпанка, но тем не менее читатель на каждой странице сможет увидеть ослепительные вспышки "фрагментов", яркие цвета рекламных банеров или гоняющихся за модой людей, и понять, что он оказался если и не в далеком будущем, то в пугающем настоящем. А если учесть, что книга была написана в 2003 году, то наше настоящее – и есть будущее Гибсона.

– В истории есть лишь одна постоянная, – продолжает Кейс. – Это ее изменчивость. Прошлое все время меняется. Сегодняшняя версия прошлого будет интересовать наших потомков не больше, чем нас интересует прошлое, в которое верили викторианцы. Для будущего наши исторические теории не имеют значения.

картинка Martis

Персонажи у Гибсона вышли живыми и запоминающимися. Начиная с главной героини, которая занимается распознаванием образов, но до ужаса боится рекламных брендов, и заканчивая влюбленным токийцем и американской барменшей с японскими корнями. Тут есть и сестры-близнецы с семейной трагедией, и ненавистная маркетолог, вставляющая палки в колёса Кейс, и японский хакер, призванный на помощь главной героини. В мире Гибсона всем этим людям настолько неинтересна реальная жизнь, что они вечно сидят на форумах, скрывая свои сущности под никами, и одержимы только одной целью – найти автора "фрагментов", ради которого они готовы пересечь весь мир.

И фраза про пересечение мира тут не случайна, так как Кейс, в погоне за загадочными видеороликами побывает в Лондоне, Нью-Йорке, Токио, и даже в России. Гибсон потрясающе описывает каждую страну с присущим только ей колоритом и особенностями. Любопытно было увидеть Россию глазами иностранца – серые, мрачные улицы, невзрачные вывески, отсутствие Starbucks'a в то время и много-много шпионов. Но так или иначе автор справился со своей задачей и за эту книгу читатель сможет прочувствовать каждую страну и проникнуться её культурой.

Мы не ведаем будущего, мы только оцениваем риски. Прокручиваем различные сценарии. Занимаемся распознаванием образов.

картинка Martis

Одной из проблем, которую поднимает Гибсон в романе, является анонимность в интернете. Люди, прячась под никами, никогда не рассказывают о себе больше, чем и так известно их собеседнику. И Кейс, начиная распутывать клубок из тайн вокруг фрагментов, своими действиями вытаскивает всех своих собеседников в реальную жизнь, где они оказываются совсем не теми, кем казались поначалу. И пока все эти одержимые люди в истерике ищут автора "фрагментов", где-то в комнате с закрашенными окнами сидит человек, накрывшись одеялом и в свете монитора бледной рукой тыкает по мышке, творя настоящие шедевры. Контраст между автором и фанатами бросается в глаза. Пока фанаты, прячась в интернете и, не имея других целей, бегают за автором, автор прячется в тёмной квартире и даже не знает, что вокруг его деятельности творится шумиха мирового масштаба. Только так и можно создавать что-то по-настоящему уникальное – будучи в полной изолированности от внешнего мира, не привязываясь к модным тенденциям и не преследуя личной выгоды.

По итогу, книга мне понравилась и, возможно, я еще вернусь к Гибсону и в частности к его трилогии "Синего муравья", которую открыла "Распознавание образов". Эта книга из драмы, с совсем маленьким налётом фантастики и киберпространства, превращается в настоящий шпионский триллер с детективной линией и русскими мафиози. Героям веришь, за них переживаешь, и всё больше и сам хочешь наконец узнать, кто скрывается за красивыми "фрагментами". Очень советую прочитать, особенно, если вы ещё не знакомы с Уильямом Гибсоном.

То, что мы привыкли называть рассудком, – не что иное, как самоуверенный нарост, который совсем недавно появился на зверином мозгу.

картинка Martis

Комментарии


Очень заинтересовалась! Спасибо за отзыв!