Больше рецензий

15 июля 2019 г. 11:18

1K

4

«Король лихорадки» (название броское, но книге подходит как собаке пятая нога) стал одним из тех случайных открытий, которые внезапно обнаруживаются в каких-нибудь списках или подборках и теснят горы запланированной литературы, нагло пропихиваясь на первое место. Он мог бы быть полнейшим фиаско, потому что смесь технофэнтези, янгэдалта и жирного намека на boys love в аннотации сразу представляет его вещью в себе, направленной на довольно узкую целевую аудиторию (или широкую, но которая в этом никогда не признается). Кроме того, это дебютный роман (предположительной) дилогии, и в активе Виктории Ли не нашлось даже журнальных публикаций, что сразу настораживает мимопроходящего читателя. И если добить все это тем, что по роману сейчас выходит вебтун, уж не знаю, полностью ли его повторяющий или нет, то кажется, что я должна была бы расплеваться с книгой еще в самом начале, посетовать на обывательские вкусы массового читателя с Гудридза и снобистски удалиться в закат. Однако интуиция, благодаря которой я и ныряю иногда в те самые пресловутые списки и подборки, опять не подвела, и The Fever King оказался именно тем, чего обычно и ждёшь от хорошего янгэдалта – книгой, которую до последней страницы невозможно отложить в сторону.

Во-первых и в самых главных – авторский стиль Виктории Ли совершенно не похож на простецкий и утилитарный язык, которым частенько грешат подростковые романы. Не скатываясь в напыщенную велеречивость, она не раз и не два удивляла меня подбором эпитетов и структурой предложений. Учитывая, что сюжетно книга не даёт оторваться и читается влёт, хороший язык становится вишенкой на торте (камень в огород всем тем романам, которые притупляют убогость текста цепляющим сюжетом). Бальзам на душу и то, что Виктория отходит от традиционных уже для технофэнтези игровых аллюзий и использует всё больше литературные. Конечно, семнадцатилетние подростки, читающие романы Набокова в середине 22 века и обсуждающие марксизм-ленинизм, выглядят забавно, но при этом создают уютную атмосферу эрудированности автора, не желающего играть в поддавки с целевой аудиторией.

Сеттинг в романе не сказать, чтобы оригинален, но неплохо продуман – действие происходит в 2140-каком-то году, после масштабного ядерного и магического конфликта, в начале 21 века перетряхнувшего мировую геополитику и сформировавшего на территории бывших США новые государства. Магия здесь – это вирус, летальный для большинства людей, а немногих переживших «лихорадку» наделяющий сверхспособностями. История главного героя, попавшего, как водится, под воздействие магии и обнаружившего склонность к технопатии (идеальная, кстати, способность в мире информационных технологий), разворачивается на фоне масштабного миграционного конфликта в закрытом государстве, которое не то для защиты, не то из каких-то своекорыстных побуждений всячески притесняет беженцев из магически нестабильных районов, высылая их или на верную смерть, или в едва пригодные для жизни лагеря.

Персонажи напоминают попеременно то героев романов Вестерфельда, попадая в типичные янгэдалтовские образы подростков, пытающихся разобраться с собственными проблемами и параллельно изменить мир в лучшую сторону, то персонажей Суэнвика, когда выбиваются из реальности и пытаются встроиться в систему, которой очевидно не подходят. За ними довольно интересно наблюдать, хотя до того, чтобы действительно переживать, дело так и не дошло. Главный герой, конечно же, на пару глав запаздывает с пониманием некоторых существенных моментов, но всё-таки смотрится органично в образе человека, на которого внезапно свалилась возможность реально повлиять на ситуацию. Некоторый перебор с идеалистичностью можно списать на небольшой пока опыт автора и надеяться на более объемные образы в следующих романах.

Не обошлось и без недостатков – иногда разогнавшаяся сюжетная линия резко останавливается и разворачивается в обратную сторону, чтобы не выйти за жанровые рамки и не усложнить интригу, которая в итоге сильно не дотягивает до настоящего политического триллера, хотя все предпосылки имеются. Логика едва заметно, но прихрамывает в отношении местного злодея с характерным и интересным, но слишком неприступным образом, поэтому любые мотивы, которые можно было бы ему приписать, остаются на уровне гипотез. Задел на продолжение неожиданно хорош и заставляет скрестив пальцы ждать следующего романа, надеясь, что Виктория Ли расширит описываемый мир, подведет под фантдопущения логическую основу и хотя бы чуть дальше отойдёт от жанровых лекал в пользу живой интриги и нестандартных персонажей, потому как видно, что у неё может это получиться.