Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 июля 2019 г. 18:51

8K

4.5 Несколько замечаний о человеческой энтомологии

Из всех антиутопий, прочитанных мною за последний год, роман Хаксли понравился мне больше других, а, вернее, повеселил, да это и не удивительно, он же классифицируется не только как утопический, но и как сатирический.

Да, смешного здесь много, хотя смешная только форма, содержание каждого пункта, вызывающего смех, оказывается до глубины трагичным. Но, обратите внимание, трагизм в описанных автором реалиях видят только два человека - Джон Дикарь и Читатель. Да, уважаемые, вы тоже вовлечены в происходящее на страницах романа, ваша реакция - есть, возможно, главное действо этой книги.

Остальные герои никакого трагизма не ощущают, правда, и смешного в своем жизнеустройстве они не видят, они живут в нормальном и логичном, по их представлению, мире. Этот мир их вполне устраивает, они не знают другого и вполне счастливы в своем существовании.

И снова возникает всё та же тема, и в анализах романа маститыми критиками, и в рецензиях комментаторов нашего сайта, все пишут о тоталитаризме. Но, разве тоталитаризм не есть форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берет полный контроль над всеми аспектами жизни человека. Но нужен носитель этой власти - правящая партия, олигархическая верхушка, жреческий клан, наконец, самодержец. Однако, в обществе, описанном Хаксли ничего этого нет, оно самоуправляемо, в него заложен алгоритм, который определяет суть происходящего, верховные управители не являются реальными хозяевами системы, они, скорее, выполняют некую контролирующую функцию, будучи такими же винтиками общественного механизма, как и остальные.

Перед нами общество людей-насекомых, это большой муравейник, или термитник, если хотите. Это вершина социального детерминизма, это - единственно возможное будущее общества, которое идеально сбалансировано. Так что понятие "тоталитаризм" здесь просто теряет свой, привычный нам, смысл.

Смешно говорить об отсутствии свободы там, где она в принципе невозможна. Вы можете представить свободную пчелу или свободного муравья? Общественные насекомые не сходят с ума, потому что категория "свободы" отсутствует в их мировосприятии, есть функционирование на пользу роя или муравейника. Вот и жители единого государства такие же пчелы, чей общественный статус и род занятий определен еще до появления на свет.

Инкубатории, касты, бокановскизация, гипнопедия, соматерапия, половая распущенность - всё это, кажущееся нам и Джону Дикарю ужасным, для людей "муравьиного общества" само собой разумеющееся.

Трудно представить каким образом человечество могло бы так кардинально перестроиться. И единственный ответ, который напрашивается - это информационная обработка, или пропаганда и агитация. В обществе Хаксли этот принцип работает без сбоев в качестве гипнотерапии, каждый член социума получает полный пакет главенствующей общественной морали в виде, предназначенном для конкретной касты.

Но к этому же нужно было как-то прийти, требовалась кропотливая и гигантская работа системных администраторов, формируемого ими социума-роя. И это могло быть только планомерное и неуклонное изменение общественной морали.

Мораль – это ответ на все вопросы. Измени мораль человека, и ты изменишь самого человека, что и продемонстрировал Хаксли в своем романе. Насколько нам и Дикарю кажутся ужасными и отвратительными устои жизни жителей единого государства, настолько же ужасными и отвратительными им показались бы мы со своими правильными, как мы считаем, взглядами и принципами.

Ждет ли человечество что-то подобное тому, что изобразил Хаксли? Откуда же мы можем это знать, это нам неизвестно так же, как лектору из «Карнавальной ночи» было не известно, есть ли жизнь на Марсе.

Только все разговоры о том, что подобные книги должны нас от чего-то предостерегать – пустая болтовня, идеологией и моралью общества профессионально занимаются самые беспринципные и аморальные личности. Так было всегда и, боюсь, что всегда и будет. А эти господа руководствуются только личной выгодой и заинтересованностью, так что в какой вектор развития общественной морали будет вложено больше денег, туда мы и поплывем.

Возвращаясь к роману, не могу не отметить еще раз юмор автора. Замена Христа, Аллаха, Яхве и Будды на Форда, у которого второе имя – Фрейд, выглядит особенно язвительной в контексте того, что я написал выше. И игра с именами политических лидеров – современников автора и не только - тоже позабавила. Тут и Маркс, и Троцкий, и Ленин, и Ататюрк, и Ротшильд, и еще раз Маркс с Энгельсом, и еще кого только нет, а вот Сталина как раз и нет. Хаксли забыл о нем или побоялся связываться? :)

И еще пара слов о смешном. Улыбнуло, что в XXVI веке неожиданно популярен одеколон "Шипр". Ну, и снова вызвало улыбку существование в этом обществе денег. Здесь их быть не должно, потому как царит абсолютно плановая система, в которой планируется не только хозяйственная деятельность, но и количество и качество единиц человеческого материала, которые будут выполнять те или иные функции в общественном организме. То есть, реализован принцип "от каждого по способностям - каждому по потребностям", мы имеем дело с вариантом коммунистическо-кастового общества, кому и зачем здесь нужны деньги?

Прочитано в рамках игр "Новогодний флэшмоб-2019" и "Собери их всех"

Комментарии


Книга написана в 1932 году. Сталин тогда был не тем монстром, которого нам навязывают. Читал Юрия Николаевича Жукова "Иной Сталин", книга о 1935-1937 годах. Там очень точно на основании документов показан истинный образ Сталина в то время. Уверен, что в 1932 году Хаксли воспринимал Сталина, как мы сейчас воспринимаем какого-нибудь лидера третьестепенной страны, зачастую не зная его имени.


Спасибо за отзыв. Я тоже немало перечитал о Сталине. В 1932 году он уже был признанный лидер СССР, а СССР третьеразрядной страной по определению быть не мог.
Я, конечно, про Сталина написал ради улыбки, но то, что Хаксли его не "вывел в святцах", думаю, свидетельство того, что именно Сталина он не воспринимал как одного из основоположников того общества будущего, которое изобразил.


Я тоже читал "Иного Сталина". Как и работы главного оппонента Жукова. Не могу сказать, что эта книга плоха, но основывать своё мнение о Сталине и сталинизме только на ней явно не стоит.


Читала ещё в школе, в воспоминаниях книга эта осталась как история о химическом счастье для человечества. После прочтения была шокирована тем, что мне нечего возразить автору. Люди были бы счастливы на веществах, а разве не к счастью для всех мы стремится? Собственно, общество и движется в этом направлении: риталин кругом раздают детям как витаминки, подавляющее большинство народа на антидепрессантах... Впрочем, путь ещё далёк. Россия, кажется, пока ещё не движется к фармакологической утопии:) Спасибо за рецензию: несомненно, надо перечитать Хаксли. Сегодня это будет, наверное, другая книжка.


Почти через 30 лет Хаксли написал «Возвращение в дивный новый мир», где признаётся, что его настрой стал даже менее оптимистичным, чем когда он писал свой роман, так как предсказания начали сбываться значительно раньше.


Не знала. Читать?:)


Конечно!)


Какое совпадение! Где-то около месяца я как раз нахожусь в процессе неожиданно возникшей неспешной дискуссии по этому роману. Правда, на данный момент я не намерена её продолжать.

Остальные герои никакого трагизма не ощущают, правда, и смешного в своем жизнеустройстве они не видят, они живут в нормальном и логичном, по их представлению, мире. Этот мир их вполне устраивает, они не знают другого и вполне счастливы в своем существовании.

Ну, почему же? Видят трагизм и некоторые другие члены общества, просто их сразу же изолируют, отправляя на далёкие острова, чтобы избавить остальных от их пагубного влияния. И даже сам Главноуправитель признаёт, что в такой ссылке живут самые интересные люди с ярко выраженной индивидуальностью.

А вот что Бернард говорил Ленайне:
«А что бы, если бы я мог, если б я был свободен, а не сформован по-рабьи? ... "Теперь каждый счастлив". Мы вдалбливаем это детям, начиная с пяти лет. Но разве не манит тебя другая свобода – свобода быть счастливой как-то по-иному? Как-то, скажем, по-своему, а не на общий образец?».


Согласен, поймали меня на некоторой неточности. Следовало оговорить, что кое-кто что-то смутно ощущает, но я рискнул обобщить, учитывая, что эти потуги Бернарда и других всё равно лежат в рамках заданной программы. Программа определяет всё, и упомянутые случаи можно рассматривать как частные мутации. Изоляция мутирующих особ оберегает "душевное здоровье" правильно организованных. Так что мы имеем здесь дело, скорее, с медицинскими исключениями, нежели с социальной тенденцией.
Думал, Вы поймете меня правильно....


Да поняла я всё, поняла! Может, мне просто поговорить захотелось. )))