Больше рецензий

krot_misha

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 сентября 2011 г. 16:04

172

5

Первые пятьдесят страниц этой книги раздражают. Стилистических ляпов хватает, да и не по-русски написанных фраз тоже, так что невольно думаешь, что читаешь плохой перевод на русский одного из романов Филипа Дика. Будь на обложке написано не Прошкин, а какая-то другая фамилия, можно было бы махнуть рукой: ну, не доглядели с редактором, благо все остальное-то на первых пятидесяти страницах в порядке; бодрое начало. Но с автора невероятно мощных «Твоей половины мира», «Загона» и двух «Слоев» спрос куда больше, чем со среднестатистического фантаста, да что там фантаста — среднестатистического прозаика, отбросим жанровые рамки. И поэтому любая шероховатость в тексте иголкой колет глаз.
Но после этих 50 начальных страниц ляпы куда-то исчезают (возможно, они и остаются, но из-за скорости происходящего их просто не замечаешь), а начинается мускулистая проза, с сюжетными наворотами, играми с сознанием и подсознанием, ложной памятью и моральными дилеммами (их за обилием трупов можно и не заметить, но это автор оставляет лазейку: не хотите, не замечайте, наслаждайтесь трупами). В «Истребителе «Родина», однако, сюжет куда проще, чем в той же «Твоей половине мира», так что это даже расстраивает. В прозе Прошкина, если ее начать рассматривать скептическим взглядом, вообще много странного. В этой книге, например, дикий подбор персонажей: программист-супермен, пьющий гэбэшник, инопланетянка, которую не устраивает секс с таким же инопланетянином. В книге герои говорят так, что отчетливо понимаешь, что так по-русски не говорят, да и по-английски тоже (в смысле, дух Филипа Дика явно не вселился в Прошкина). Фантастические элементы взяты как будто из книжки для детей «Как написать фантастический рассказ». И скептик же может с ужасом спросить: как это вообще работает? Как все вместе взятое может составить удачный роман? Где магия текста, как может сказать любитель фэнтези. А работает это все именно в Слое-2, а мы, в Слое-1, читаем проекцию той книги. Иного ответа я не вижу.
«Истребитель» — стопроцентный пейджтернер, меньше ста страниц в один присест он просто не позволяет заглатывать — к финалу теряет весь свой экшн и превращается в роман-диалог. Это позволяет автору остановить запыхавшегося читателя и порассуждать о совести, ответственности, предопределенности и, собственно, о родине.

Это не идеальный роман. И это не лучший роман Прошкина. Но все бы так хорошо писали.