Больше рецензий

Carassius

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июля 2019 г. 22:23

5K

5 Эта шхуна пропитана жестокостью от киля до клотика

В душе каждого человека есть светлая и тёмная стороны. Светлая — это способность любить и умение уважать других, готовность помочь тем, кто слабее, способность понять приоритет общих интересов над своими собственными. Тёмная — это эгоизм, презрение к слабым, желание и умение использовать других для достижения своих целей, готовность бороться за собственные интересы до последнего, отбирая ради этого ресурсы у тех, кто оказался слабее. Первая обеспечивает выживание человеческого общества, но вторая намного полезнее для выживания отдельного индивида. Иногда в человеке преобладает светлая сторона, иногда — тёмная. В некоторых людях добро заглушено настолько, что не проявляется вовсе. Противоборство светлой и тёмной сторон человеческой сущности — это, пожалуй, главный идейный вопрос «Морского волка», который Лондон раскрывает как через конфликт между Хэмфри и Волком Ларсеном, так и через внутренний конфликт в душе самого Хэмфри.

Хэмфри ван Вейден в начале романа — это типичный интеллигент в плохом смысле этого слова, великовозрастный домосед, не знавший настоящей жизни. Разумеется, это человек абсолютно сухопутный, совершенно не сведущий в морском деле — ему, литературному критику, эти знания просто ни к чему. И такого человека Лондон отправляет на корабль, и не просто на корабль, а на корабль под командованием по-звериному жестокого капитана. Довольно удобный литературный приём, кстати — поместив героя в принципиально новую и незнакомую для него обстановку, автор облегчает себе задачу рассказать об этой обстановке читателю. Кажется, что-то похожее впоследствии делал Перес-Реверте в «Мысе Трафальгар».

Когда на борту «Призрака» появляется мисс Брустер, у Хэмфри мгновенно просыпается инстинкт защитника. Это, конечно, результат его джентльменского воспитания; за матросов он не заступался, не собираясь ради них перечить капитану, рискуя навлечь на себя его гнев (есть, правда, исключение — Джонсон и Лич, — но с этими двумя у Хэмфри сложились личные хорошие отношения). Воспитание вместе с небогатым жизненным опытом приводят Хэмфри в его отношениях с девушкой к пуританству крайней степени. За долгий период жизни на острове Усилий у него не только не возникло мысли сделать в этих отношениях следующий шаг — он даже хижину себе построил отдельную, потратив на это немало времени и сил. Впрочем, отчасти пуританство Хэмфри и общую манерность романтической линии можно объяснить требованиями консервативного издателя.

Капитан Ларсен в жизни ван Вейдена сыграл роль кузнечного молота, который выковывает из рыхлой руды твёрдый металл. Он стал катализатором в перерождении Хэмфри из изнеженного писаки, кормящегося за счёт мертвецов, в волевого и жёсткого человека, в том перерождении, которое происходит в борьбе не только за существование, но и за статус. Капитан нарочно благоволит коку, поддерживая его наглость, чтобы конфликт между ним и Хэмфри продолжал тлеть и в итоге разрешился, сделав сильнее либо одного из них, либо другого. Точно так же он подогревает конфликт и с другой стороны, советуя Хэмпу убить кока и обещая назначить его на освободившуюся должность. Наблюдать за схваткой двух слабых, претендующих на статус сильного — это развлечение для Ларсена, считающего себя самым крепким куском закваски на «Призраке».

Волк Ларсен — это не благородный изгой, вынужденно ставший капитаном зверобойной шхуны (как Питер Блад, к примеру, ставший капитаном пиратского корабля), а самоучка, собственными усилиями возвысившийся над своей средой — в общем, прямой предшественник Мартина Идена и одновременно — его тёмная версия. Жизнь для него не имеет высшего смысла и конечной цели; он воспринимает её только как борьбу за существование и лучшее место под солнцем. Поэтому и жизни его матросов-рабов для него не имеют практически никакого значения — их ценность определяется лишь тем доходом, который может принести ему их труд.

Да, его индивидуализм обусловлен той жестокой средой, в которой он вырос, которая не дала ему ничего, кроме ненависти и боли. Но… жестокость и эгоизм так глубоко пустили корни в душе Ларсена, что теперь он и сам не хочет измениться, не хочет стать кем-то другим. Каждый раз, когда ему выпадала возможность сделать что-то доброе и бескорыстное — доставить чужих охотников на их шхуну, спасти жертв кораблекрушения, — он поступал так, как было выгодно ему самому, не задумываясь о желаниях других людей.

Можно ли назвать Ларсена счастливым человеком? Нет. Этот последовательный индивидуалист и эгоист ни к кому и ни к чему не привязан, ему нечего беречь, а его собственная жизнь — это ценность в конце концов иллюзорная, ведь по его же теории она имеет значение только для него самого. Кажется, что ему никто не нужен — но точно так же и сам капитан Ларсен, с его характером и его отношением к жизни, не нужен никому. Удел индивидуалиста — это одиночество. Я мог бы сказать ещё, что Ларсен — это яркий пример атеиста, для которого не существует моральных законов и которого ничто не удерживает от причинения зла другим людям… но на эту тему я сейчас рассуждать не буду.

Этот самозваный сверхчеловек, живущий по правилам социал-дарвинизма, по-своему привлекателен своей безмерной волей к жизни и своей жестокой силой. Многие из его мыслей кажутся верными, если не вдумываться в них слишком глубоко — так же, как и многие мысли самого Ницше. На этом поверхностном уровне возразить Волку Ларсену в общем-то нечего. Конечно, можно долго рассуждать в христианском духе о любви к ближнему и гуманности, или в либеральном — о самоценности человеческой жизни, да вот только первый подход иррационален и нацелен на иную, высшую реальность, а не на земную жизнь, а второй и вовсе придуман философами-теоретиками. Однако всё меняется, если посмотреть на проблему глобально.

Столь привлекательная для эгоистов идея сверхчеловека, попирающего презираемых им рабов, рассыпается, когда эти рабы, объединив усилия, устраивают бунт и свергают господина. Я уже не говорю, что в нормальном обществе такой индивидуалист существовать не сможет, если только не будет носить личину, внешне приспосабливаясь к законам этого общества. Человека, который презирает всех прочих людей, будут ненавидеть (так же, как матросы ненавидят Ларсена — и это в команде его собственного корабля, которая на нормальное общество ничуть не похожа), ему не будут оказывать помощи, а если он будет причинять вред другим — рано или поздно люди объединятся и убьют его. Кстати, из-за чего потерпел крушение капитан Ларсен, самый крепкий кусок закваски на «Призраке»? Из-за того, что один из презираемых им рабов перерезал талрепы, державшие ванты.

Если отношения одного сверхчеловека с массой рабов рано или поздно закончатся либо бунтом, либо свержением старого господина новым, возвысившимся из этой массы, то какая может быть перспектива у общества сверхлюдей (или тех, кто считает себя такими)? Соперничая и стараясь возвыситься, они будут грызть друг друга до последнего, пока не останется один, измученный и обессиленный этой борьбой… и с ним покончит бунт рабов или новый претендент на статус господина, который выйдет из их среды. В общем, мир сверхлюдей тонет во мраке бесконечной бессмысленной борьбы, в которой победа может быть только временной, и постоянных плодов у этой победы не будет. Выжить такое общество не сможет.

Если рассуждать в этом свете, концепция сверхчеловека оказывается только лишь привлекательным оправданием для эгоиста, ставящего себя выше социума и отказывающегося считать себя его частью. А к чему приводит отчуждение от людей, красноречиво показала судьба Мартина Идена, чьё доказательство было весьма… глубоким. Получается, что философия сверхчеловека оказывается только иллюзией, не дающей положительных результатов и не имеющей самостоятельной ценности — такой же иллюзией, как ценность человеческой жизни в глазах Волка Ларсена.

Если поразмыслить, сверхлюди могут быть жизнеспособны только в том случае, если их будет не больше, чем двое — один воплощает могущество, другой стремится к нему, — и эти двое будут маскироваться под обычных людей (возможно, даже под законных правителей этого общества), не выпячивая своё отличие. Передаём пламенный привет Дрю Карпишину, да.

Помимо личности Волка Ларсена и его жизненной философии, в романе любопытно показаны отношения обитателей шхуны между собой. Власть капитана над матросами практически безгранична и напоминает даже рабовладение, только временное и за зарплату. Почему матросы терпят его жестокость и наплевательское отношение к себе? Почему они пошли под командование этого человека, характер которого всем известен? Не исключено, что причина — в практике найма людей в экипажи, когда вербовщики на берегу подсовывали морякам контракты на неблагополучные суда, пока те были пьяны. Может, дело и в безработице — часто моряков больше, чем рабочих мест на кораблях, и на любую вакансию готово поступить несколько кандидатов. Солидарность между этими людьми существует, пусть даже самая минимальная — вспомним, как рулевой пытался изменить курс шхуны, чтобы дать молодому Гаррисону возможность безопасно спуститься с мачты. Возможно, впрочем, здесь дело не только в чувстве товарищества, но и в чётком понимании моряками простой истины — смерть одного из членов экипажа только прибавит работы остальным. А работы на паруснике мало не бывает. Охотники же, эта элита зверобойных команд, предельно прагматичны и всегда готовы пойти за тем, кто обещает заплатить им больше.

При всей замечательности романа, несколько странных моментов в нём всё же есть. Ван Вейден построил две хижины из шкур морских котиков, но из чего он сделал каркас для хижин? Он говорит о запасных вёслах, взятых из шлюпки, но неужели их было так много? Непонятно и то, каким образом днище «Призрака», выброшенного на берег, оставалось целым в течение столь долгого времени, что герои надеялись выйти на нём в море.

Я не назову «Морской волк» философским романом в обличии приключенческого — он не настолько серьезён, всё-таки. Но в качестве морского романа он поистине прекрасен. В нём есть всё необходимое для того, чтобы чтение было увлекательным: море, приключения и опасности, что с ним связаны, сильные люди, живущие за счёт этого моря, благородный герой, прошедший серьёзный путь в своём развитии, женщина, которую он будет защищать. Лучшего описания шторма лично я не могу припомнить; особенно ценно то, что эта сцена подаётся от первого лица, давая герою (и читателю через героя) максимум участия в событии. И любовная линия вписана в сюжет и характеры персонажей вполне органично. В общем, Джека Лондона стоило бы ценить уже за «Морского волка», даже если он не написал бы ни одной другой книги.

Комментарии


Лично для меня это самая сильная книга Лондона.


Для меня тоже, из четырёх прочитанных.


Морские приключения от классика, звучит заманчиво, после "Одиссеи капитана Блада" ничего не читал на эту тему, может это достойный соперник вышеуказанному шедевру...


Znatok, эти книги - они разные совершенно. Блад - это увлекательные приключения в довольно качественных исторических декорациях, но не более. МВ - это намного более серьёзная и реалистическая вещь с серьёзной примесью философии.


Тем интересней будет с ней познакомиться, тем более, эта книга давно на полках ждёт, чтобы её прочитали


Рецензия очень хорошая, но одно место в ней вызвало у меня очень сильное раздражение.

Я мог бы сказать ещё, что Ларсен — это яркий пример атеиста, для которого не существует моральных законов и которого ничто не удерживает от причинения зла другим людям…

Я - убежденный атеист. Стопроцентный, до мозга костей. Верить во что бы то ни было вообще не умею, умею только воспринимать информацию на рациональном уровне.
От причинения зла другим людям меня, как и множество других людей, удерживают элементарная порядочность и элементарная же доброта. Для того, чтобы не быть свиньей, совершенно не обязательно верить в бога, - достаточно просто не быть свиньей.
Процитированная мной Ваша фраза звучит так, будто бы атеист и тот, кто готов причинять зло другим людям, - один и тот же человек. Нет, это совсем не так. Это как красное и круглое - могут случайно совпасть, а могут и не совпасть.


Нет, такой смысл я в эту фразу точно не вкладывал).
У меня есть друзья-атеисты, которые вполне добрые и порядочные люди. Знаю и людей, которые называют себя верующими (в душу к ним я не заглядывал, и что там творится - не знаю), но это совершенно не мешает им делать подлости. Так что делить людей на хороших и плохих по критерию вероисповедания или его отсутствия я уж точно не буду. Да и обливать кого-то грязью только из-за различия их убеждений с моими тоже не в моих правилах.
Объясню, что я имел в виду: верующий считает, что моральные законы даны ему от Бога, и соблюдает их потому, что их нарушение Богом запрещено. Атеист может следовать тем нормам, которые установили другие люди до него - это могут быть и писаные законы, и неписаные правила поведения. Следовать потому, что за их нарушение установлено наказание, или потому, что эти нормы совпадают с его взглядами на жизнь. Он может не соблюдать никаких правил, потому что они мешают ему жить так, как он хочет (так же может поступать номинальный верующий). А ещё атеист может придумать для своей жизни свои собственные правила, идущие вразрез с общепринятыми. И это - случай капитана Ларсена. Он придумал свою собственную жизненную философию, в которую полностью укладываются убийства и избиения других людей. И его ничто не удерживает от причинения зла этим людям - даже начало паралича.
Кстати, вы атеист или агностик?


Спасибо за объяснения, так понятнее.
Я - именно атеист. Для агностика чересчур резок и категоричен :)